Category: психология

Category was added automatically. Read all entries about "психология".

songs of emptiness and beauty

Space attitude


Слово "границы" все более популярно в психологическом и около психологическом лексиконе. С одной стороны, это про актуальность темы, про тонкие или больные места современного человека, живущего в большом городе, где все перемешано и продолжает перемешиваться безо всякого разрешения. С другой, любая экспансия термина ведет к появлению его "тени": конкретная, требующая личных усилий внутренняя работа начинает съезжать в сторону поиска волшебного снадобья. "Я решу вопрос с границами и мои проблемы исчезнут…"

Ничего не исчезает, но, если продолжать работать, то внутренне, со временем, мы оказываемся в другом месте.
В ИТДТ мы работаем с темой границ в том числе и через взаимодействие с пространством. Пространством взаимодействия пространством "между" и личным пространством.

Иногда я вижу разные стратегии взаимодействия с этим пространством.
Кому-то хочется больше осваивать пространство, изучать, делать его своим. Можно назвать такое действие  "YES-attitude", сказать этому пространству "да", признать, присвоить. Возможно это больше связано с разрешением быть и чувствовать.
Кому-то больше хочется освобождать пространство, отодвигать лишнее, давать себе больше времени и места, проявлять NO-attitude, возможно, больше связанный с разрешением на действие.
Ясно выражать ДА и НЕТ - это одна из тем в работе с границами.
songs of emptiness and beauty

Освобождаясь от содержания браузеров

Если окно в браузере открыто вторую неделю и я это пока никак не использовал, самое правильное использовать как есть. Список ссылок с минимальными комментариями:
1. http://theoryandpractice.ru/posts/7417-tsifrovoy-mir-relyativiruet-ponyatie-blizosti-aleksandr-filippov-o-sotsiologii-prostranstva
Влияние виртуальности на восприятие личного пространства. Парадокс виртуальности в изменении восприятия близости. Но, на каком-то уровне, себя не обманешь, это "не та" близость под которую мы заточены эволюционно (пока?).

2. http://theoryandpractice.ru/posts/7208-serdtse-plachet-naomi-eyzenberger-o-tom-pochemu-nam-fizicheski-bolno-byt-otvergnutymi
Как раз о том, что для мозга физическая боль и эмоциональная боль воспринимаются почти одинаково. Для меня это подтверждение модели, что и исцеляться должны подобным образом.

3. Диафрагма. Просто анатомические факты, ничего особенного, напоминалка.

4. Пространство-время терапии с т.з. юнгианского психолога. Мы же помним, что танец создает свое пространство-время, да?

5. Очередной опус stelazin, на этот раз о панических атаках. Современная нейронаука в разбитном стиле.

6. gutta-honey об эмоционально отстраненном отце. Пожалуй, у нас здесь получше будет, но кто же сейчас такие объемы читает?

7. And now something completely different. Уроки португальского. Есть что пообъемнее?
songs of emptiness and beauty

Танец с эмоциями-4

masksbrainscanНачало: 1, 2, 3

Что мы имеем ввиду, когда говорим о танце с эмоциями?

Третий аспект такой работы:
3. Изменение эмоциональной динамики.
Еще одной сложностью могут быть "привычные эмоциональные маршруты", устойчивые последовательности эмоциональных реакций. Украл-выпил-в тюрьму, ой… Столкнуться с неоправдавшимися ожиданиями - обидеться - разозлиться - уйти из контакта. Испугаться - тревожиться - затосковать. Испугаться-разозлиться-разозлиться-испугаться.

Эти динамики кажутся чем-то безусловным, но реально мы им учились. Да, есть оправданные ситуациями переходы, есть физиологически обусловленные переходы между базовыми эмоциями. И у нас есть возможность менять (иногда) свои маршруты в своем путешествии по ландшафту эмоций. Не все пути проходимы, некоторые неоправданно трудны, легче идти по проторенным дорогам.

Мы не всегда даем себе отчет, что эти привычные динамики, переходы между чувствами - это не то, что изначально задано, мы научились им. И бывает непросто обнаружить, что привычные эмоциональные маршруты - это движение по замкнутому кругу. Это движение, не дающее разрешения ситуации. Это способ избежать нового шага в жизни. Пусть болезненного, непривычного, но выводящего за пределы сложившейся ситуации. Иначе мы можем легко заблудиться в этом лесу чувств, переживая по поводу своих переживаний и т. д.

Мы можем изучить эти привычные маршруты, комбинации, переходы между эмоциями. И заметить новые тропы, ответвления, новые возможности в танце с миром и другими людьми.

Практические ответы на Тренинге "Мандала Чувств", 7-8 сентября, Москва
songs of emptiness and beauty

healing&dance


Я время от времени  интенсивно загружаю в себя некоторый объем профессиональной информации, а затем перевариваю и постепенно начинаю использовать часть ее. Ну, это кроме регулярной "подгрузки" на ходу  (типа TED'ов и улова из френдлет). Этого "на ходу" так много стало сейчас, что на что-то более фундаментальное почти нет времени. Я ввел некоторые ограничения на сети, и время сразу появилось.

Последнее увлечение - танцевальный антрополог Judith Hanna (http://judithhanna.com). Самая старая и известная ее книга: To Dance is Human. Я пока в доступе только несколько статей нашел, но и этого достаточно.

Одна из тем, которые она исследовала, - танец и здоровье, танец и исцеление. Естественно, что имеется ввиду психологическое и культурное измерения переживания боли и болезни. Основная модель, к которой она обращается - это "танец помогает справится со стрессом через увеличение ощущения контроля". И она интересно определяет 4 пути, через которые реализуется ощущение "владения ситуацией". These are (1) possession by the spiritual manifested in dance, (2) mastery of movement, (3) escape or diversion from stress and pain, and (4) confronting stressors to work through ways of handling their effects. 

Посмотрим на них. И я своих комментариев тоже добавлю.

Начнем, как водится, с конца. 

4) Противодействие стрессовым факторам, чтобы проработать способы справляться с последствиями их воздействия

В танце эти фигуры внешнего и внутреннего мира, стрессоры, могут стать темой, образами, фигурами, с которыми танцующий соотносится, проживает истории противодействия, находит другие отношения. Примерами будут и некоторые ритуалы в африканских племенах, и опыт работы Анны Халприн с группами мужчин, больных СПИДом, и большая часть работы в танцевальной терапии.

Одни из ярких примеров в недавней работе: работая с темой перфекционизма, мы дошли до образа "Совершенного Я" и участницы стали воплощать свои образы в движения, позе, мимике. И сразу же появилось много смеха и мягкой иронии, вместо внутреннего неясного требования соответствия.

3) Бегство от и избегание стресса и боли

В танце можно отключиться от повседневных забот и проблем, он создает свое пространство-время проживания, мир воплощенной фантазии, сдобренный эндорфиновой эйфорией. Иногда - это и есть цель. И тогда это восстановление естественного ритма нагрузки-отдыха или внутреннее паломничество в нужное время и место. Правда, если вы не профессиональный танцор, для которого травмы и боль - естественный риск профессии.

Правда, иногда таким образом создается замкнутый цикл, в котором не решаются проблемы и танец вместо ресурса становится никуда не ведущей отдушиной. Важно это помнить. 

Выходом может стать достаточный уровень рефлексии и честности с собой: Какое место и роль сейчас танец занимает в моей жизни? Сходятся ли баланс + и -? Убегаю я от жизни, иду навстречу и т.д.?

2) Мастерство в движении

Самая очевидная часть. Переживание "Я могу", "У меня получается" приходит при грамотном обучении танцу, при совпадении стиля-ученика-преподавателя. В терапии - это просто одно из требований к применяемым техникам, чтобы там "получалось". Сюда же относятся улучшения координации, расширение двигательного репертуара и прочие очевидные для любых занятий движением вещи.

1) Одержимость духом, проявляемое в танце

Она употребляет слово possession - одержимость, овладение, потому что как антрополог Judith изучала многие танцевальные традиции, для которых описание танцевального ритуала как позволения духам и богам приходить в человеческое тело является внутренне референтным. Странный парадокс этого пункта состоит в том, что для того, чтобы обрести контроль над ситуацией, следует передать контроль другой, бОльшей силе.

Мы как пуп мира современные образованные люди, конечно, знаем, что никаких духов и богов нет, но другие люди живут иначе, и вполне себе довольны и счастливы, пока им не начинают говорить, что их боги неправильные или они сами не начинают насаждать своих правильных богов. ОК, это было политическое лирическое отступление.

Так вот, в начале 90-х я активно занимался дыхательными практиками. В какой-то момент мне пришла метафора, что в хорошем дыхательном процессе достаточно адекватное описание того, что происходит - это описание дыхания как живого существа, больше похожего на животное, с ним нужно найти контакт и играть, а не просто подчинять и эксплуатировать. 

Примерно такое же отношение для меня работает и в танце. Танец как особое состояние - это не только то, что я делаю, это и то, что приходит, нисходит и берет маленькое "я" за различные части отдельных мест, "я" тихонько охреневает, не может сопротивляться и просто радостно тонет в экстазе космического танца. Да, вот это было настоящее лирическое отступление.

С этим пунктом с терапевтической точки зрения больше неопределенности. Конечно, если вы потомственный шаман такой-то традиции, то все ясно. А если вы танцевальный терапевт, работающий в психологической или психиатрической институции, то подобные описания у вас самого будут вызывать сложные чувства. В переживании знакомо, но с научной картиной мира плохо стыкуется. И так сомнительны эти ваши танцы, а тут еще такие переживания… 

Можно успокоить себя тем, что танцевальная одержимость не слишком распространена, имена богов позабыты, и мутная эзотерика - это стилистическое некомильфо. Пока что-то в танце не придет и не бросит в водоворот восторга и ужаса. Enjoy!

Просто выплывет оттуда уже несколько иной человек.

Так что все 4 пункта:

1) Одержимость духом, проявляемое в танце,

2) Мастерство в движении,

3) Бегство от и избегание стресса и боли,

4) Противодействие стрессовым факторам, чтобы проработать способы справляться с последствиями их воздействия,

 - Так или иначе встречаются в опыте танца и могут быть путями к здоровью и исцелению.

И это мы еще социально-психологические факторы не учли.

PS  Три статьи Judith Hanna можно скачать здесь.
songs of emptiness and beauty

Основы Контактной Импровизации и психология, 7-10 июля, Москва

может, кому пригодится:
Оригинал взят у sashaffect в Основы Контактной Импровизации и психология, 7-10 июля, Москва
Контактная Импровизация – это вид современного танца, в котором партнеры осваивают возможности контакта друг с другом. Это может быть телесный контакт, опора и передача веса, лёгкое касание, контакт глаз или взаимодействие через пространство. 
С другой стороны, контактный танец – это диалог, способ понимать друг друга, давать телесную поддержку тогда, когда словесная поддержка не доступна или не нужна.

Поэтому контактная импровизация является важной базой для развития людей помогающих профессий - психологов, психотерапевтов, людей, ухаживающих за "особенными" детьми и взрослыми, педагогов, тренеров. 

Контактная импровизация обучает:
- Слышать друг друга без слов
- Быть чутким к своему телу
- Быть восприимчивым к телесным проявлениям другого человека
- Налаживать контакт на уровне движения (с прикосновением или без)
- Уметь называть происходящее в теле, распознавать это, превращать в слова
- Уметь наблюдать, отмечать детали. Больше замечать, нежели интерпретировать.
- Находиться в непрерывном контакте с собой и другим, не "выскакивая" и не убегая из него
- Заботиться о себе, "самосохраняться", что особенно важно в условиях потенциального проф.выгорания
Обучение контактной импровизации включает множество игр, разогревов и упражнений, которые разнообразят и насытят арсенал Психолога-практика.

Контактную импровизацию можно применять в работе не только со взрослыми, но и с младенцами (бэби-контакт), детьми, инвалидами, людьми с особенностями в развитии, открывая для них новые доступные пути для контакта и развития. Занятия К.И. положительно сказываются на развитии мышления, управления эмоциями, способности концентрировать и направлять внимание.

Приглашаем вас на 20-часовой курс по основам контактной импровизации "Танцуй меня до конца" с Итаем Ятувом (Израиль).
О преподавателе здесь.
Регистрация на курс обязательна!

Расписание:
7 и 8 июля - 12:00 - 18:00, 9 и 10 июля - 19:00 - 23:00
Место проведения: м.Электрозаводская, Дворец на Яузе, студия Б-300, вход через подъезд, где сверху написано пл. Журавлева, 1
Стоимость: 7000 рублей. Скидки студентам и преподавателям вузов! Скидки участникам Московского Фестиваля КИ www.contactfestival.ru
Задать вопросы: Юлия Бодрова 8(916)876-23-88 info@contactfestival.ru
Зарегестрироваться: внизу страницы на сайте

Посмотреть ВИДЕО: Итай танцует со своей дочкой Софи
Заметка о психологии и К.И.:  http://vk.com/note269376_11031772?comments=1 
Поддержите это событие, выложив ссылку ВКонтакте! :  http://vk.com/event39818457 :)

new thoughts

Три измерения целостности

Я в последнее время много работаю с идеей трех пространственных измерений в движении.

Это идея хорошо артикулирована в анализе движения Лабана и достаточно очевидна, а потому не сразу понимается, насколько она может обогащать артикуляционный словарь. Почти каждая часть тела, каждый из центров движения может двигаться по каждому из этих трех измерений. Само ощущение трехмерного пространства позволяет переживать пространство тела и движения как объем, и, более того, наполненный объем. Ощущение наполненности пространства с одной стороны отстоит от ощущения "переполненности", тесноты, а с другой - от переживания "дурной пустоты", опустошенности. Еще один срединный путь.

Но я даже не об этом. Это же и хорошая концептуальная схема - три измерения. И в последнее время я наблюдал, как внутри оформляется идея "трех измерений целостности".

Collapse )
songs of emptiness and beauty

Контактная импровизация для психологов 21-23 октября 2011, Москва

Саша Безроднова проводит:
Оригинал взят в Контактная импровизация для психологов 21-23 октября 2011, Москва


"Как люди мы заинтересованы, чтобы жить более полной жизнью, полной присутствия, чтобы создавать связи с другими людьми. Чтобы сделать это, надо посмтреть, что есть вокруг нас, увидеть выбор. Тело, в котором есть больше вариантов, создаёт возможности для выбора вариантов вовне..." (Paggy Hackny)

21-23 октября 2011
Базовый тренинг по контактной импровизации для психологов.
Ведёт Александра Безроднова (Москва).  

Курс предназначен для психологов, психотерапевтов, педагогов, тренеров и всех тех, кому интересно использовать КИ в своей работе.

Контактная Импровизация была разработана Стивом Пэкстоном на основе изучения танца и боевых искусств. Это танец-исследование. Два (или более) человека двигаются, поддерживая спонтанный физический диалог через прикосновение, передачу веса, поиск совместных траекторий движения. Исследуются такие понятия, как гравитация, поддержка, опора, ведение и следование, равновесие, осознавание тела и движения.

Мы будем учиться танцевать Контактную Импровизацию, попутно анализируя её возможности с точки зрения применения людьми помогающих профессий, создавая практические идеи и проверяя их на месте.

Приглашаются как студенты, так и опытные специалисты, желающие, начинающие или продолжающие практиковать КИ.

Collapse )
</div>
songs of emptiness and beauty

Из FB

Во многих шаманских обществах, если вы приходите к шаману или врачевателю, жалуясь на то, что вы разочарованы, пали духом, или находитесь в депрессии, они задали бы вам один из четырех вопросов:
Когда вы перестали танцевать?
Когда вы перестали петь?
Когда истории перестали вас увлекать и завораживать?
Когда приятная тишина перестала быть для вас комфортной?

Там, где мы перестали танцевать, петь, очаровываться историями или наслаждаться тишиной, - это то, где мы переживаем потерю души.

Танец, пение, рассказывание историй и тишина - это четыре универсальных целительных бальзама.
(Angeles Arrien, Ph.D., cultural anthropologist)

via Иванка (via Аня Бунькова)
learner

Соберись ты, самая лучшая тряпка!

Недавно у кого-то прочел заметку, что в истории англо-саксонской литературы по саморазвитию первой методикой (викторианского разлива) можно назвать призыв к силе воли - типа, "соберись, тряпка!".
Наверное, этого было достаточно.
Но ХХ век внес свои коррективы. Одного призыва и одной силы воли оказалось недостаточно. Измученные кушеткой и прочими наркотиками жители Запада устроили хипповски-ньюэйджевский дебош политкорректности, основанный на такой безусловной любви к себе, что сметает все преграды.
Этого тоже оказалось недостаточно.
Поэтому в современной литературе по саморазвитию и самомотивации призыв звучит примерно: "Мы тебя , конечно, очень любим, но соберись наконец, тряпка!"
don&#39;t press

медиа на марше

В последнее время просто какой-то бум интереса со стороны телевидения.
Вот один из результатов этого интереса.

Фрагмент с канала Психология 21 при СтримТВ, канал платный, поэтому пока все выложить не могу.
  • Current Music
    Serenade - Emiliana Torrini