Category: общество

songs of emptiness and beauty

Если я...


Если я чувствую, что из жизни уходит удовольствие: простые радости и бурные, изысканное наслаждение и и благодать красоты, чувственный и эмоциональный обмен с теми, кто рядом, то пора возвращаться к ресурсам.
Если я замечаю, что слишком часто переживаю состояние беспомощности, у меня опускаются руки и непосильным грузом кажутся понятные вызовы жизни, то пора возвращаться к ресурсам.
Если я начинаю проходить мимо того, что еще недавно так интересовало меня, не хочу искать новое, не хочу развиваться в известном, то пора возвращаться к ресурсам.
Если вопрос “зачем” заводит меня в беспросветный тупик, если бессмысленность заставляет опускать руки и все остальные части тела и души во тьму, в которой не чувствуешь света, пора возвращаться к ресурсам.

Приходите на тренинг по работе с психологическими ресурсами “Re-sources: возвращение источника”. 17 октября, суббота.
Информация в ВК.
Информация в ФБ
Если все это еще не наступило, можно заняться обратиться к ним заранее, чтобы “это" не наступило.:)
songs of emptiness and beauty

Biodanza (как она мне явилась)

Побывал на лекции и уроке биоданзы. Сразу оговорюсь: я очень хорошо знаю, чего я хочу и люблю в танце и тренингах и, чтобы попасть в эти границы, нужно что-то иметь особое.

Конечно, нижеизложенное - это мнение по одному опыту. Наверняка есть учителя и темы, которые мне больше приглянутся (или меньше). Но я думаю, что моего опыта хватает, чтобы составить свое узкое и хорошо обоснованное экспертное мнение.

Первый плюс биоданзы - она достаточно безопасна. В смысле, что там есть потенциально опасные для травматиков интервенции , но групповой контейнер достаточно поддерживающий.

Второй - там есть хорошие упражнения. Да, те, что были на этот раз, на тему мужского/женского я все знал, версии их периодически использую. Музыка в начале вызывала кислую улыбку, но любимая Лорина МакКеннит под конец исправила ситуацию.

Третий - там все ооочень эмоционально. Для кого-то это совсем не плюс, но мне ок. Чувствительность, открытый контакт, экспрессивность - мне все это подходит. Но для некоторых людей этого может быть неоправданно много.

Конечно, модернистская перспектива лезет изо всех щелей. Натурфилософия примерно начала прошлого века как основа. Я думал, что таких почти не осталось. Мужское и женское - космические, б…., силы! Отсутствие рефлексии собственных оснований и признания границ применения приводит к непрекращающемуся пафосу и отсутствию самоиронии. По мне, так в 21 веке уже нельзя.

Внушать человеку набор прекрасных ценностей вместо того, чтобы создавать пространство, где он их прояснит для себя… хе-хе… Мне кажется, в биоданзе есть много готовых ответов. Мне важно, чтобы оставалась открытость тайне.

Преподаватели для меня вообще не сыграли никак. Мне нужен какой-то другой масштаб личности, чтобы я мог учиться у нее. Тут - "ну, ква". Группа огромная, с такой работать кайфово, но непросто. Они все сделали нормально. Магии - не было. Кроме магии контакта с живыми людьми, но это мы где угодно можем добыть.

И пара тем для размышления.

Positivity vs. Authenticity
В биоданзе есть сильный акцент на позитивности, пропускании или отпускании “негатива”, т.е. страдания или агрессии. Это дает силы, но может стать избеганием встречи с экзистенциальными, предельными вопросами. Я понимаю, что подлинность, какой бы сложной она не была, для меня важнее оптимистического взгляда на себя и мир. Подлинность за пределами слов и готовых ответов. Наверное, Аутентичное Движение -  в каком-то смысле антипод биоданзы.

Соединение vs Свобода
В биоданзе сильный акцент на взаимодействии в контексте “вместе - это хорошо”. В интегральном танце важен баланс между личной свободой и этим самым “вместе”. И мне еще нужно много места для моего танца, это тоже про свободу, а тут даже огромного зала Открытого Мира не хватало, слишком было много людей. Соединенность прекрасна, и питательна, и необходима, но свобода - тот самый простор, который и есть наиболее точная метафора сознания как открытости.

Но, конечно, употребление в актерски разыгрываемой лекции термина “эпистемологическая инверсия” сразу дало Антонио “+100" в моем рейтинге. Правда, жизнь важно прожить, но понимание является большой частью интегрального проживания жизни.
songs of emptiness and beauty

?Что нам делать с пьяным матросом (постмодернистским телом)?

Иногда я задумываюсь: А что такое последует за постмодернистским взглядом на человеческое, то есть неразрывное телесное-социальное-культурное, тело? Обычно я здесь упираюсь в интегральность. Мы же растянуты по всему спектру от кровожадной античности пре-модерна до суетливой многозначности пост-модерна по всем своим сторонам. Поэтому пока не соберемся всю эту охапку тел, дальше не стоит.

(Тут можно еще задвигать про человечество как нейронную сеть, трансгуманизм и прочую футурологию, но я не про работу с видением всеобщего будущего, а про личный опыт).

И можно пока поразбираться с наследием постмодерна, поскольку оно все еще переваривается информационным желудком человечества, и не стало простой плотью и кровью культуры/цивилизации.

Лена Гребенюк, которую я с гордостью могу назвать своей студенткой, недавно написала замечательный по ясности и важности смыслов пост в своем блоге. О постструктурализме и телесности. Прочтите, он относительно небольшой. И, как мне кажется, его важно не только прочитать, но и переварить/осмыслить. Причем не вообще осмыслить, а осмыслить в контексте своей жизни.

Сам пост структурирован пятью пунктами:
1. Опыт переживания тела конструируется социально
2. Конструирование телесности — это политика
3. Тело всегда больше, чем любые попытки его описать
4. Единственно верного варианта описывать и переживать свою телесность — нет
5. Через другие версии «телесного Я» могут стать доступны другие версии себя и взаимодействие между ними


Мне подумалось, что хорошо бы позадавать себе вопросы по этим пунктам, и даже ответить на них.

1. С какими социальными убеждениями и культурными стереотипами о теле я считаюсь? Каким противостою?
2. Какое место в жизненной иерархии занимает тело? Что важнее? Что менее важно?
3. Для какие телесных процессов у меня нет слов и языков описания? О каких мне трудно говорить?
4. Когда мое понимание телесных процессов не совпадает с общепринятым? А когда совпадает со странными схемами, которые я в трезвом уме не принимаю?
5. Можно ли вы вспомнить опыт и представление о телесной стороне себя пяти или десятилетней давности? Отличается ли оно от сегодняшнего телесного ощущения себя? В чем оно стало богаче?



Под катом будут мои ответы, даже, скорее, некоторый срез отвечания на эти вопросы.

Collapse )
songs of emptiness and beauty

Три смысла аутентичного движения


Аутентичное Движение - одно из краеугольных течений, создающих русло интегрального танца и ИТДТ. Это практика, о которой сказано и написано очень много, но в которой всегда остается зазор между выраженным и невыразимым. Зазор, из которого появляются вновь вновь новые слова и смыслы.

В какой-то момент я понял, что три очень разных смысла есть с сочетании этих двух слов “Аутентичное Движение”.

С одной стороны, это определенное, очень узнаваемое качество движения, очень цельного, полностью захватывающего и одновременно ясного. Это движение узнается изнутри и снаружи. К нему можно прикасаться более-менее регулярно с практикой. Это одно из естественных обещаний, которые человеческая природа подкидывает нам, когда мы начинаем свое путешествие в поисках смысла.

С другой, Аутентичное Движение - это очень конкретная практика, даже дисциплина. С ясными правилами, этапами развития, форматами и своим “птичьим языком”, т.е специфической терминологией. Эта практика самоценная, внутренне законченная. И, парадоксальным образом, эта ясность и строгость - простой сосуд, та самая чаша Грааля, в которой иногда неожиданным образом появляется пьянящий эликсир непредсказуемой благодати.

С третьей, наследие Аутентичного Движения, как определенные принципы и подход к работе, используется во многих практиках: движение изнутри, работа с закрытыми глазами, безоценочное свидетельствование и много другое.

Я чаще всего обращаюсь к Аутентичному Движению как принципу или подходу, строя формат под группу и запрос с учетом того, что может дать нам этот вкус Аутентичного Движения в работе с конкретной темой. Я очень люблю “чистое” Аутентичное Движение, практику или дисциплину. Я очень ценю те моменты в движении, когда все предельно собранно и уже совсем не ясно: я делаю это движение или сила за пределами меня движет мной. Когда личность и вечность танцуют танец равных партнеров.

В ближайшее время я проведу два тренинга, связанных с Аутентичным Движением.

В эту субботу будет “чистая” практика. Только для продвинутых. Глубина и точность.
18 июля. Большое Аутентичное Движение.

31.07-2.08 будет один из самых глубоких моих тренингов с долгой историей: “Истории, рассказанные телом: движение, медитация и психотерапия”. Это уже больше про ваши телесные истории, а Аутентичное Движение и вариации на его тему будут способом работы с ними.

Записывайтесь и приходите!
songs of emptiness and beauty

Inner Witness

selfhugsОдно из важных пониманий последних недель работы, что фигура, явно присутствующая в области Яркой Тени, - это принимающий, неосуждающий и честный Свидетель самого себя.

Гораздо чаще людям знакомы Внутренний Критик или Перфекционист. И тогда в моменты жизненных сложностей человек может быть лишен очень важной поддержки, поддержки самого себя. Поэтому фигуру Внутреннего Свидетеля точно стоит выводить из Тени.

Важно, что он не равен рефлексивной позиции, которая предполагает оперирование данными. Он не равен позиции медитатора, который имеет дело со всей реальностью через реальность ума. Правда, можно сказать, что Внутренний свидетель - это разновидность структур, формирующихся в результате особого медитативного опыта.

Особенность этой фигуры в эмпатии, направленной на самого себе. Это не про самооправдание чего угодно, это про соединение честности и принятия самого себя.

Эти идеи пришли в работы с практикой Аутентичного Движения. Завтра мы вновь обратимся к этой прекрасной возможности - быть собой в присутствии другого.

2 марта. Открытое Аутентичное Движение.
songs of emptiness and beauty

Критиковать vs Обнимать

Поразительно, насколько у многих людей внутри встроена внутренняя конфликтность, война с самим собой, настойчивый голос внутреннего критика, страх следовать за желанием и импульсом, стремление изнасиловать самого себя ради простых жизненных целей. Этот уровень напряженности и конфликтности неосознанно принимается за единственно возможную картину мира, типа только так и можно жить, и всегда так будет. Предположение, что может быть по-другому даже не пытается высунуть робкую голову в пустыне личностных смыслов.
Оправдание существующего порядка тоже присутствует: Если я не буду заставлять себя, не буду критиковать себя, не буду недоволен собой, я же ничего не буду делать?!
Да, существует такая опасность - ничего не делать в жизни, кроме того, что хочу и люблю, кроме того, что важно и выбрал, что по-настоящему движет меня. Просто ужас какой-то!
Этот уровень напряженности зачастую является избеганием контакта с собственной уязвимостью. Я буду стараться делать все для других, наступая на собственное горло и другие хрупкие части себя, чтобы эта боль заглушала другую, более страшную боль. Боль оттого, что я не живу свою собственную жизнь.
Когда ребенок боится и плачет, у нас есть выбор - обнять его или начать ругать за это. Точно такой же выбор есть внутри, в самоотношении. Что я выбираю, когда мне трудно - ругать себя за то, что может и не произойти, или поддержать себя и пройти через сложность?
songs of emptiness and beauty

Индивидуальное/коллективное

dwm5
Я не люблю хороводы.


Точнее, попав телом в руки стройного коллектива, я плохо чувствую танец как таковой, а больше чувствую необходимость со-настраиваться со всеми. При этом я прекрасно осведомлен о важности танца в групповой коммуникации в истории разных эпох и цивилизаций. Знание не помогает. Примерно через 30 сек. я начинаю чувствовать неудобство, уже хочется поменять ясную и объединяющую всех структуру, как будто сама эта структура требует отпустить что-то внутри, что я не выбираю отпускать.
При этом ощущение сложного группового хореографического рисунка или плотный взаимосвязанный импровизационный джем, в которых есть это же переживание единого разделяемого пространства не вызывают никаких внутренних “но" и "нет”.  А также форматы, где мы сами в группе создаем тематическую хореографию или объединяем индивидуальные двигательные фразы (а такие которые часто используются на терапевтических программах) они тоже никакого отторжения не вызывают. Повторять можно столько раз, сколько имеет смысл. Даже если это простой синхрон.

Есть какой-то баланс индивидуально/коллективного, который не только индивидуален :), но и определяется культурно и исторически. Как внутри у нас живут разные психологические возраста, так в обществе/культуре существуют одновременно и параллельно разные эпохи. И мы отчасти являемся конфигурацией этих возрастов и эпох. Так вот, условной эпохи, в которую без кругового группового танца нельзя, во мне просто нет. Смело ветром прогресса.

Мне важна индивидуальная связь с человеком в движении, мне интересно объединяющее групповое творчество для терапевтических целей и как таковое, но стремление к единению не является потребностью, а только одной из многих реализуемых возможностей.

Да, я не люблю хороводы.
songs of emptiness and beauty

Война и мiр

dwm1-7

Внутренне еще хожу кругами около процесса Dance For Peace, который мы провели в Москве. В первый раз, в Карпатах, он был очень уместен, ясно катарсичен, без вопросов. В Москве у меня появилось много вопросов. Потому что совсем новое и необычное пространство, потому что группа, в которой люди встретились в первый раз, потому что такие разные внутренние истории…

Вот пара цитат из откликов. Друзья, извините, что анонимно и без разрешения, это как примеры. :)
"Танец за мир" - это вовсе не танец против войны. На этом фоне инструкция "найдите место в теле, где сейчас идет война" ведет в совершенно определенный опыт. И что же мне делать, если я обнаруживаю в своем теле очень разное - отвращение, несогласие, разочарование, боль, но вот прямо сейчас не обнаруживаю ни ненависти, ни войны?"

"Сейчас я понимаю, что то, что происходило во время мероприятия - в целом очень правильно. И понимаю также, что пролетевшие два часа и разрозненно протанцевавшие 25 человек - это исчезающе мало, чтобы вытанцевать какую-либо тему. Но я настолько верю в танец, что считаю, что при должном усилии это возможно. И, однозначно, надо искать подходящие форматы и продолжать".


Моя задача в этом процессе была простой: вытанцовывать боль и напряжение, освобождать это место внутри, расширяться, чтобы увидеть других. Не решать большие жизненные и идеологические задачи, а сделать с собой то, что я могу прямо сейчас: чтобы боли и сжатия стало меньше.

И я все больше смотрю на то, как важно сделать задачу действия (внутреннего и внешнего) простой, не теряя многомерного видения сложного мира. Наверное, поэтому мне нравится простота Dance Walking. Кстати, намечена дата следующего Dance Walking Moscow - 9 сентября.

Да, собственно, для это вытанцовывания внутреннего, вне задач определенной формы танца, и сделан Ecstatic Journey. Если вам сложно на улице или недостаточно раз в месяц - приходите 1 сентября. Ну, и понятно, что большую часть года у нас приятнее танцевать в помещении, чем на улице.

*вне задач определенной формы танца - я имею ввиду, что каждая форма танца, кроме удовольствия от движения несет в себе набор качеств и, соответственно, ценностей, а внутри танцевально-двигательной терапии было сформулировано понятие "первичного танца" - самой "танцевальности как таковой" внутри и за пределами всех форм танца. Иногда людям не так важны форма и стиль, сколько сама возможность "вытанцевать себя".
songs of emptiness and beauty

Чтение эмоций

Вот частичный ответ на вопрос - почему могут "не работать" зеркальные нейроны.

"...незнакомцы опознают правильно эмоции других только в 20% случаев. Близкие и друзья понимают друг друга эмоционально в более чем, 35% случаев. Но никто не  был точен в определении  эмоций более, чем на 60%". Интересно посмотреть и само исследование, потому что процессуальная калибровка в разделяемом контексте, возможно, будет и выше. Но как средняя температура по больнице - да.

Оригинал взят у gutta_honey в Чтение эмоций
Первый раз фразу «Ад—это другие»  я услышала, когда мне было лет 12-13. Почему-то мне тогда показалось, что речь идет о физических проявлениях окружающих: шумят, снуют, толкают  и т.п. Потом пришло понимание, что автор смотрел глубже в корень проблемы отношений людей. Все-таки под  «другими» подразумевались  окружающие со своим мнением, стилем жизни, взглядами на жизнь и другим содержанием психики, отличным от нас.

Collapse )
songs of emptiness and beauty

Что в теле?

Интересное преувеличение, позволяющее действительно разглядеть доступный спектр состояний. Единственное, что красота не всегда эротична, а иногда вообще не эротична. И красота в движении отличается от красоты в статике. А так все правильно.:)

Оригинал взят у ves_v_sebe в Что в теле?
Нашел в сети под заголовком: "Как язык тела может заставить вас выглядеть другим человеком".
Как телесно-ориентированный терапевт могу написать: "Как порой изначально красивых людей могут уродовать психологические блоки".
Collapse )