Category: медицина

songs of emptiness and beauty

отличный Вилин текст - ППКС

Оригинал взят у bold_crow в post
<Не понимаю вопроса "Как мне научиться доверять миру?" (к которому часто добавляют "и мужчинам"). Зачем ему учиться доверять, если он и они не всегда заслуживают доверия, тем более - по умолчанию? Тем более, если нет твердых доказательств, что доверять можно?>

Последнее время я вместо того. чтобы писать то что должно и обещано, все время цепляюсь мозгом и буквами за что-то проходящее мимо меня. В классическом подходе - это чистая прокрастинация. В моей картине мира - вид деятельности, раскачивающий, запускающий решение основной задачи, как разогрев. Поэтому наконец напишу об этом "как (научиться) доверять", тем более что давно пора.

Это действительно частый вопрос. И это абсолютно закономерный вопрос, если понимать, откуда у него растут ноги. И не понимать зачем и как вообще возможно "доверять (миру/мужчинам/нужное подставить)" - тоже абсолютно нормально ибо и у этого непонимания есть свои ноги.

И если коротко: 1. научиться доверять - можно (но трудно); 2. "доверие" дает много плюшек и потому в хозяйстве вещь полезная, но плюшки возникают не в том месте, где их ждут; 3. "не доверять (миру)" - часто встречающееся явление, осуждать или обвинять носителей такого мировоззрения значит быть неумным адептом ньюэйджа и нарваться на мою злобную иронию.

Collapse )
songs of emptiness and beauty

НАКОРМИТЕ СВОИХ ДЕМОНОВ.

Любопытная методика в работе с тенью. Сложность использования таких техник состоит обычно в том, что хороший контакт с ощущениями и чувствами требует практики, а претворение нужных изменений в жизнь - достаточного уровня мотивации и поддержки. Поэтому начинать так работать лучше в особых условиях. Например, на тренинге Танец с Тенью.


Оригинал взят у atraita в НАКОРМИТЕ СВОИХ ДЕМОНОВ.
Это - небольшая статья Цултрим Аллионе о трансформации страхов, тревог и прочего "теневого" материала...

"Демоны - это отнюдь не кровожадные упыри, поджидающие нас в темных местах, они пребывают внутри нас самих, представляя силы и энергии, которые можно обнаружить. Демоны - наши навязчивые идеи и страхи, чувство беззащитности, депресии, тревоги и привязанности. Вместо борьбы с ними, замечательной альтернативой может оказаться их "кормление", ведущее к освобождению от внутренних расколов.

webSum08Allione1

Collapse )
songs of emptiness and beauty

О боли

Осенью у меня была программа по соматике BodyMeditation, где мы изучали работу различных систем организма. Разбираясь с нервной системой, я обнаружил, что часть ученых считает, что боль - это особый режим (перегрузка) рецепторов, а другие выделяют отдельную систему восприятия боли.

А заинтересовало меня соотношение между эмоциональной и физической болью, как мы проживаем то и другое, где здесь сходство, различие и что это изучение может дать для понимания и практического применения.

Collapse )

Posted via LiveJournal app for iPad.

songs of emptiness and beauty

Базовые принципы интегрального танца

Я иногда начинаю размышлять, особенно после прочтения всяческих (приятных и не очень) маркетологов, что надо бы больше сосредоточиться на одном направлении, ясной линейке тренингов, четко спозиционировать себя...
Но на самом деле, в глубине души, я совершенно этого не хочу. При всей пользе для всех.
Я не хочу обрезать собственный горизонт. Не хочу искусственно, согласно правилам и резонам, разрезать живую ткань практики, двигательного диалога, потока исследования. Естественно, есть необходимые границы и цели: безопасность, ответственность, укрепление авторской позиции клиентов.

Поэтому я все больше думаю, что я занимаюсь интегральным танцем, частью которого является интегративная танцевально-двигательная психотерапия. Я не слишком забочусь о чистоте метода - пусть будет все, что полезно и живое. Мы можем иногда танцевать, раскрываясь, и не знать имен друг друга на открытых занятиях, а иногда провести индивидуальную сессию полностью в разговорном режиме, сохраняя танец больше как метафору.

Черновой вариант общей картины выглядит вот так:
integral dance rus
Я думаю, через какое-то время картина вновь изменится.

Общими для всего интегрального танца будут три принципа:
1. Тело и сознание неразделимы.
Не связаны, не влияют, не являются частью единой системы, а именно неразделимы. Исходить из перспективы изначальной и (бес)конечной целостности. Ultimate holistics.
Признавая сложность и многообразие внутренних связей, драмы, трагедии и комедии диссоциации и интеграции, не терять ощущение и понимание цельности.
2. Человек не объект, а процесс.
Да, и объект, и процесс, но стоит делать акцент именно на процессуальной природе всего, с чем я встречаюсь. В пространстве (физическом, отношений, смысловом), во времени (личном, физическом, историческом). Постоянное напоминание об изменчивой природе мира. О танце.
3. Все в жизни можно воспринимать как танец, т.е. как партнеров и способ движения.
Можно. Не должно, не необходимо. Только возможно.
Замечать, когда эта перспектива создает возможность желаемых изменений, поддерживает согласие движения себя и мира.

Принципы, возможно, кажутся несколько абстрактными, но это если говорить вообще, а в применении к конкретной ситуации все очень конкретно получается.

Да, танец никогда не заканчивается.
songs of emptiness and beauty

Танец с эмоциями

Продолжаем разбираться с отличиями танцевальной терапии от близких и далеких. Вторая особенность танцевально-психологических практик и ТДТ (первую я обозначил как "свободное движение") - это направленная работа с эмоциями. Ниже - полу-черновой вариант. Вопросы и предложения приветствуются.

*Под "эмоциями" в данном тексте имеются ввиду все эмоциональные процессы: настроение, состояние, эмоции, чувства, аффекты.

Важно, что эмоции в понятийном поле обыденной жизни часто оторваны от тела. В ИТДТ мы исходим из изначального телесно-эмоционального единства. Чувства и эмоции существуют только в теле, только как переживания: работа мозга, эндокринной системы, определенный рисунок напряжений. Поэтому что-то "сделать" с эмоциями можно только в теле, только через движение, внутреннее или внешнее.

По поводу "сделать". Две распространенные позиции здесь - "я ничего не могу сделать, это же эмоции" и "уберите эти эмоции, они мешают".

Забавно, что во многих телесных и двигательных практиках эмоции воспринимаются исключительно как помеха. В йоге, например. Сильные эмоции действительно могут мешать сложным двигательным и когнитивным задачам, но если поставить цель "избавиться от эмоций", то это похоже на желание отрезать орган, который не нравится.

Вот спокойная радость - это эмоция? Может ли существовать неэмоциональное вдохновение?

Еще одно частое желание: "уберите "плохие" эмоции". Человек, отвергающий эмоции, на каком-то уровне перестает быть живым. Я называю таких людей сторонниками "эмоционального обрезания".

Есть несколько простых фактов человеческой эмоциональной жизни.
1. Человек - существо чувствующее, мы не можем не быть эмоциональны. Кроме как в случае некоторых патологий. Вы можете подавлять эмоции, но они не перестают возникать. Мы так устроены.
2. Вы не можете выборочно исключить "негативные" эмоции. Либо вы чувствуете, либо подавляете. Подавляете все: радость, нежность, печаль, злость, гнев, обиду, страх, восторг...
3. Вы не можете контролировать появление эмоций, но вы можете контролировать проявление эмоций.

Танец как способ построения отношений с собственными эмоциями - очень хорошая метафора, на мой взгляд. Она подразумевает, что вы может менять позицию, дистанцию, количество внимания, степень контроля. Танец как способ обращения со своими эмоциями - это направленная работа в балансе отпускания и контроля, экспрессивности и ясного оформления, следование естественной динамике развития событий и сохранение возможностей выбора.

Что мы имеем ввиду, когда говорим о танце с эмоциями?
Я выделяю четыре аспекта такой работы:
1. Различение эмоций.
Люди часто не могут понять, что они чувствуют, не отдают себе отчета в своих чувствах. Направленное внимание к телу, жестам, мимике, ощущениям помогает начать распознавать, различать чувства. Например, за тем, что кажется "ленью" может лежать страх и именно он "обездвиживает" вас.
Если я начинаю различать эмоции, я начинаю замечать особенности их появления и проявления, динамику и экспрессию у меня появляется возможность обращаться с ними как с партнерами по танцу.

2. Выражение эмоций.
Иногда личная история приводит человека к тому, что выражать эмоции неуместно и небезопасно, приводит к эмоциональной немоте. Поэтому важным шагом становится разрешение: да, я могу говорить о своих чувствах и говорить из своих чувств! Причем оказывается, что сложно выражать любые сильные чувства, не только злость, например, но и благодарность.
Именно здесь лежит наша свобода - в том, как я могу выразить чувство. В слове, в письме, в картине... В танце. Не оформленное чувство неясно, мутно, непонятно. Важно, чтобы выражение чувства было согласовано с контекстом. Наверное, неуместно прыгать от радости на бизнес-совещании (хотя есть разные бизнес среды:)), но если после этого вы не можете прыгать от восторга вместе с собственным ребенком, то стоит пересмотреть границы ваших возможностей в выражении эмоций.
Непосредственному выражению эмоций действительно далеко не всегда есть место в социальной реальности, поэтому так важен язык искусства. Танец - один из безопасных и разрешенных способов выражения эмоций в нашей культуре. В личном же общении важно замечать и выражать свои эмоции в той форме, которая позволяет вам сохранить живой контакт с партнером и с собой. Танец выражения эмоций - это искусство для жизни.

3. Изменение эмоциональной динамики.
Еще одной сложностью могут быть "привычные эмоциональные маршруты", устойчивые эмоциональные реакции. Столкнуться с неоправдавшимися ожиданиями - обидеться - разозлиться - уйти из контакта. Испугаться - тревожиться - затосковать.
Мы не всегда даем себе отчет, что эти привычные динамики, переходы между чувствами - это не то, что изначально задано, мы научились им. И бывает непросто обнаружить, что привычные эмоциональные маршруты - это движение по замкнутому кругу. Это движение, не дающее разрешения ситуации. Это способ избежать нового шага в жизни. Пусть болезненного, непривычного, но выводящего за пределы сложившейся ситуации. Иначе мы можем легко заблудиться в этом лесу чувств, переживал по поводу своих переживаний и т. д.
Мы можем изучить эти привычные маршруты, комбинации, переходы между эмоциями. И заметить новые тропы, ответвления, новые возможности в танце с миром и другими людьми.

4. Глубинный смысл эмоций.
Эмоции - это переживание отношения к явлению или человеку. Отношения более богатого, чем "нравится/не нравится". Мы узнаем, принимает и радуемся. Мы начинаем бороться с ограничениями или другим "не так" и злимся. Мы теряем что-то в мире или в представлении о мире и начинаем грустить. Эмоции - выражение и поддержка нашего движения в мире. Приближения или отдаления. Отпускания или отвержения.
Эта часть жизни человека, в том числе из-за непонимания природы эмоций, может работать "плохо", дезориентировать, уводить от целей и т.д. Поэтому важно разобраться в танце эмоций, заметить где возможны изменения. Изменения, которые следуют за естественным течением жизни, не избегая и не подавляя живого переживания.
И иногда, чтобы остаться в этом танце нам нужно пойти в глубину чувства. Не прикоснуться, а погрузиться в него. Не говорить о нем, а оказаться изнутри переживания. Стать им.
Это не просто. Это требует сил, мотивации, настойчивости, но тогда вы можете изменить свою позицию по отношению к этой эмоции, выйти на иной уровень переживания и понимания. И тогда в глубине страхе можно обнаружить нуминозность бездны жизни. В гневе - всепроникающую ясность. В печали - красоту, которая не может не вызывать слез.

Вне эмоций наша жизнь становиться сухой и безжизненной, мы не можем быть в живом контакте с жизнью и другими людьми. Когда эмоции слишком захватывают нас, жизнь может стать хаосом. И стоит находить динамический баланс, двигаться, сохраняя контакт, танцевать. Именно с этими партнерами, учитывая их природу и реальные возможности, которые у вас есть.

Posted via LiveJournal app for iPad.

songs of emptiness and beauty

Написание стихов – лекарство от стресса


Оригинал взят у doddy в Написание стихов – лекарство от стресса
Сочинять стихи - полезно!Сочинение стихов, песен и прозы является лекарством от стресса. К такому выводу пришли калифорнийские ученые. Специалисты объясняют, что эти творческие занятия улучшают работу мозга.

Исследование показало, что во время каждого из этих процессов приходит в норму работа той части мозга, которая отвечает за эмоциональную неуравновешенность. При этом активируется область мозга, ответственная за самоконтроль.

На основе этих выводов ученые намерены разработать новый тип терапии стрессовых состояний, фобий и чувства тревоги.

Источник 

Новостники - это такие новостники. В общем, все нескролько сложнее и написание чего бы то ни было может точно также совершенно вывести из себя. В разные места. :)

Но то, что для работы со спектром тревоги важен аспект формы и структуры - бесспорно. А дальше нужно разбираться - какая форма.

songs of emptiness and beauty

Телесный опыт в гештальттерапии.

Оригинал взят у unkle_fuka в Телесный опыт в гештальттерапии.
Телесный опыт в гештальт-терапии
1. Телесный опыт – фундамент всего последующего опыта. Это очень хорошо видно из онтогенеза: мышление развивается из действий, восприятие развивается из действия и движений, эмоции развиваются в процессе регуляции действий. Это видно и в непосредственном опыте здесь и сейчас (мы знаем, что неподвижный глаз слеп – глаз, чтобы видеть должен двигаться). Мы знаем, что всякая мысль и всякое отношение сопровождается телесным ощущением, коренится в теле. Благодаря этому терапевт может опираться на телесный процесс в своей работе. Где ты ощущаешь это в теле? Зачем нам обращаться в телу? Для того, чтобы получить качество саморегуляции. Тело обладает свойством саморегуляции. И возвращаясь в терапии к телу, т.е. связывая всякий психический процесс с телом, мы тем самым обращаемся к саморегуляции.

2. Тело , т.е. телесное ощущение, движение – это энергетический базис терапевтической работы. Оторванность от тела создает блуждание в мыслях, интерпретациях без всяких изменений в поведении и переживании (поведение и переживание – это ведь телесные процессы). Когда мы видим кривую контакта, на одной оси мы видим время, а на другой энергию (время – горизонтальная ось). О какой энергии идет речь? Об энергии телесного возбуждения (напряжение мышц, движение мышц, дыхание, серцебиение, тепло, холод, т.е.эмоциональные и вегетативные процессы). На нее мы ориентируемся для того, чтобы нащупать фигуру, связанную с потребностью клиента.

3. Почему важно не забыть о теле в терапии? Психотерапия – это работа с живым организмом и помощь ему в обретении благополучия. Благополучие внетелесное весьма нестойкое. Например, человек нашел решение проблемы, а это решение отзывается у него в теле вялостью или неприятным напряжением (вряд ли это решение хорошее, т.е. вряд ли человек сможет его реализовать).


Как мы работаем с телом?
Collapse )
songs of emptiness and beauty

"Как пройти на вокзал?"

Что говорят разные психотерапевты, если у них спросить "Как пройти на вокзал?"

Разговорный терапевт: «Вы не знаете, где находится вокзал, и это Вас не только не только печалит, но и еще и изрядно злит».

Глубинный психотерапевт: «Вы хотите уехать?»

Психоаналитик: «Вы имеете в виду это длинное тёмное здание, где постоянно туда-сюда, туда-сюда поезда ездят?»

Гештальттерапевт: «Разреши себе хотеть попасть на вокзал».

Танцевальный терапевт: Давайте станцуем танец встреч и расставаний!

Collapse )

</lj-like>

http://vkontakte.ru/note6649512_11400389

songs of emptiness and beauty

КИ, психотерапия и секс

Один из удивительных фактов в человеческом общении - люди часто разговаривают сами с собой, считая, что разговаривают с другим. У Елены Шубиной, телесного терапевта, о которой я давно слышал, нашел статью про КИ, в которой утверждается, что контактная импровизация это форма сексуального взаимодействия, что в ней нет ответственности перед партнерами и т.д.

В общем, знакомая ситуация, когда человек видит что-то свое, там где я вижу вообще другое. Но важно, что там приводятся конкретные истории: обострение псориаза, потеря контакта между матерью и дочерью, расставание в паре.

Первое положение, на мой взгляд, ключевое - контактная импровизация НЕ является психотехнологией. Идей, принципы и техники КИ могут быть использованы в тренинге или психотерапии, но сама по себе КИ является танцем. Изначально - экспериментальным, сейчас - больше социальным. Причем ключевое отличие КИ от других социальных танцев - постмодернистская гендерная политика. И в КИ есть сильный акцент на исследование вместо получения готовых ответов, что, правда, и сближает его с хорошей психотерапией.

Еще и еще раз - поскольку КИ не является психологическим тренингом или психотерапией, то предъявлять к ней требования или ожидать результатов как от них - бессмысленно. От тренинга по КИ можно получить и требовать только один результат - вы получаете или улучшаете свое танцевание КИ. Все остально - бонусы и все такое. Это не отменяет ответственности преподавателя за безопасность, качественный процесс и организацию групповой работы.

В статье еще проводится некоторый анализ работы с кожей как основным действующим органом в КИ. При этом кожа рассматривается как аналог эмоций. Мне это тоже представляется... малообоснованным. В КИ мы преимущественно работаем со всем "контейнером" (кожа-мышцы-кости). Преимущественно с кожей мы будем иметь дело ... даже не знаю где?

По моему мнению, если уж смотреть на процессы с кожей, то это будет относиться, скорее, к вопросу границ, а не вопросу эмоций. Точнее, работа с прикосновением, близким физическим контактом всегда является работой с личными границами - вы впускаете человека в свое пространство и входите в пространство другого. Личное и интимное. Это часть танца. Когда вы приходите на контактную импровизацию (и на любой социальный танец), то можете быть уверены, что границы вашего мира будут поколеблены. Произойдет ли это с удовольствием и радостью или через кризис? Никто не знает и никто ничего не гарантирует.

Поэтому истории с псориазом или отношениями в контексте обучения контактной импровизации - это бытовые истории, просто у людей так бывает. Если же это происходит в контексте психотерапии с использованием техник КИ - тогда, конечно, нужно разбираться с тем, что за процесс, что делал терапевт и т.д.

Но КИ здесь в любом случае не при чем. Как и секс.
new thoughts

В поисках центра (продолжение)

В эту среду мы продолжим работу с центром на занятиях по соматике, подробнее остановимся на трехмерном объеме дыхания и работе psoas (пояснично-подвздошной мышцы).

У нас же не только искусство, но и наука тоже, поэтому я предпринял свой квест в исследовании понятия центрирование (centering) в телесной психотерапии и соматике. Центр оказался, конечно же неуловим.
Т.е. нет определенного человека, который застолбил эту дорогу, но есть много путей ведущих туда или проходящих рядом.
Два понимания центроирования из телесной психотерапии.

ЦЕНТРИРОВАНИЕ (В Бодинамике Л. Марчер) : Наполненность (изнутри); способность оставаться собой в различных ролях; ощущение собственной ценности.

Центрирование (Centring) (в Биосинтезе Д. Боаделлы)
Терапевтическая работа по центрированию затрагивает уровень эндодермы, т. е внутренних органов, в первую очередь системы дыхания. Она помогает человеку войти в контакт с волнообразным ритмом его дыхания и с соответствующими ему эмоциональными изменениями. Т. е. это движение к гармоничному дыханию и к эмоциональному равновесию.

При хорошем уровне центрирования человек находится в контакте со своими эмоциями, осознает их и имеет возможность выбора в каждой конкретной ситуации выражать свои чувства или их контейнировать, сдерживать (но не подавлять!). Подавление, репрессия эмоций часто приводит к депрессии. Хорошо центрированный человек "может себе позволить" не подавлять своих чувств и не выплескивать их безудержно.

Я думаю, что, работая с центром, мы так или иначе затрагиваем все эти аспекты.

(Другие описания центрирования: http://feldenkrais.ucoz.ru/forum/3-32-1)

http://vkontakte.ru/note6649512_11166500