Category: медицина

Category was added automatically. Read all entries about "медицина".

songs of emptiness and beauty

НАКОРМИТЕ СВОИХ ДЕМОНОВ.

Любопытная методика в работе с тенью. Сложность использования таких техник состоит обычно в том, что хороший контакт с ощущениями и чувствами требует практики, а претворение нужных изменений в жизнь - достаточного уровня мотивации и поддержки. Поэтому начинать так работать лучше в особых условиях. Например, на тренинге Танец с Тенью.


Оригинал взят у atraita в НАКОРМИТЕ СВОИХ ДЕМОНОВ.
Это - небольшая статья Цултрим Аллионе о трансформации страхов, тревог и прочего "теневого" материала...

"Демоны - это отнюдь не кровожадные упыри, поджидающие нас в темных местах, они пребывают внутри нас самих, представляя силы и энергии, которые можно обнаружить. Демоны - наши навязчивые идеи и страхи, чувство беззащитности, депресии, тревоги и привязанности. Вместо борьбы с ними, замечательной альтернативой может оказаться их "кормление", ведущее к освобождению от внутренних расколов.

webSum08Allione1

Collapse )
songs of emptiness and beauty

О боли

Осенью у меня была программа по соматике BodyMeditation, где мы изучали работу различных систем организма. Разбираясь с нервной системой, я обнаружил, что часть ученых считает, что боль - это особый режим (перегрузка) рецепторов, а другие выделяют отдельную систему восприятия боли.

А заинтересовало меня соотношение между эмоциональной и физической болью, как мы проживаем то и другое, где здесь сходство, различие и что это изучение может дать для понимания и практического применения.

Collapse )

Posted via LiveJournal app for iPad.

songs of emptiness and beauty

Базовые принципы интегрального танца

Я иногда начинаю размышлять, особенно после прочтения всяческих (приятных и не очень) маркетологов, что надо бы больше сосредоточиться на одном направлении, ясной линейке тренингов, четко спозиционировать себя...
Но на самом деле, в глубине души, я совершенно этого не хочу. При всей пользе для всех.
Я не хочу обрезать собственный горизонт. Не хочу искусственно, согласно правилам и резонам, разрезать живую ткань практики, двигательного диалога, потока исследования. Естественно, есть необходимые границы и цели: безопасность, ответственность, укрепление авторской позиции клиентов.

Поэтому я все больше думаю, что я занимаюсь интегральным танцем, частью которого является интегративная танцевально-двигательная психотерапия. Я не слишком забочусь о чистоте метода - пусть будет все, что полезно и живое. Мы можем иногда танцевать, раскрываясь, и не знать имен друг друга на открытых занятиях, а иногда провести индивидуальную сессию полностью в разговорном режиме, сохраняя танец больше как метафору.

Черновой вариант общей картины выглядит вот так:
integral dance rus
Я думаю, через какое-то время картина вновь изменится.

Общими для всего интегрального танца будут три принципа:
1. Тело и сознание неразделимы.
Не связаны, не влияют, не являются частью единой системы, а именно неразделимы. Исходить из перспективы изначальной и (бес)конечной целостности. Ultimate holistics.
Признавая сложность и многообразие внутренних связей, драмы, трагедии и комедии диссоциации и интеграции, не терять ощущение и понимание цельности.
2. Человек не объект, а процесс.
Да, и объект, и процесс, но стоит делать акцент именно на процессуальной природе всего, с чем я встречаюсь. В пространстве (физическом, отношений, смысловом), во времени (личном, физическом, историческом). Постоянное напоминание об изменчивой природе мира. О танце.
3. Все в жизни можно воспринимать как танец, т.е. как партнеров и способ движения.
Можно. Не должно, не необходимо. Только возможно.
Замечать, когда эта перспектива создает возможность желаемых изменений, поддерживает согласие движения себя и мира.

Принципы, возможно, кажутся несколько абстрактными, но это если говорить вообще, а в применении к конкретной ситуации все очень конкретно получается.

Да, танец никогда не заканчивается.
songs of emptiness and beauty

Танец с эмоциями

Продолжаем разбираться с отличиями танцевальной терапии от близких и далеких. Вторая особенность танцевально-психологических практик и ТДТ (первую я обозначил как "свободное движение") - это направленная работа с эмоциями. Ниже - полу-черновой вариант. Вопросы и предложения приветствуются.

*Под "эмоциями" в данном тексте имеются ввиду все эмоциональные процессы: настроение, состояние, эмоции, чувства, аффекты.

Важно, что эмоции в понятийном поле обыденной жизни часто оторваны от тела. В ИТДТ мы исходим из изначального телесно-эмоционального единства. Чувства и эмоции существуют только в теле, только как переживания: работа мозга, эндокринной системы, определенный рисунок напряжений. Поэтому что-то "сделать" с эмоциями можно только в теле, только через движение, внутреннее или внешнее.

По поводу "сделать". Две распространенные позиции здесь - "я ничего не могу сделать, это же эмоции" и "уберите эти эмоции, они мешают".

Забавно, что во многих телесных и двигательных практиках эмоции воспринимаются исключительно как помеха. В йоге, например. Сильные эмоции действительно могут мешать сложным двигательным и когнитивным задачам, но если поставить цель "избавиться от эмоций", то это похоже на желание отрезать орган, который не нравится.

Вот спокойная радость - это эмоция? Может ли существовать неэмоциональное вдохновение?

Еще одно частое желание: "уберите "плохие" эмоции". Человек, отвергающий эмоции, на каком-то уровне перестает быть живым. Я называю таких людей сторонниками "эмоционального обрезания".

Есть несколько простых фактов человеческой эмоциональной жизни.
1. Человек - существо чувствующее, мы не можем не быть эмоциональны. Кроме как в случае некоторых патологий. Вы можете подавлять эмоции, но они не перестают возникать. Мы так устроены.
2. Вы не можете выборочно исключить "негативные" эмоции. Либо вы чувствуете, либо подавляете. Подавляете все: радость, нежность, печаль, злость, гнев, обиду, страх, восторг...
3. Вы не можете контролировать появление эмоций, но вы можете контролировать проявление эмоций.

Танец как способ построения отношений с собственными эмоциями - очень хорошая метафора, на мой взгляд. Она подразумевает, что вы может менять позицию, дистанцию, количество внимания, степень контроля. Танец как способ обращения со своими эмоциями - это направленная работа в балансе отпускания и контроля, экспрессивности и ясного оформления, следование естественной динамике развития событий и сохранение возможностей выбора.

Что мы имеем ввиду, когда говорим о танце с эмоциями?
Я выделяю четыре аспекта такой работы:
1. Различение эмоций.
Люди часто не могут понять, что они чувствуют, не отдают себе отчета в своих чувствах. Направленное внимание к телу, жестам, мимике, ощущениям помогает начать распознавать, различать чувства. Например, за тем, что кажется "ленью" может лежать страх и именно он "обездвиживает" вас.
Если я начинаю различать эмоции, я начинаю замечать особенности их появления и проявления, динамику и экспрессию у меня появляется возможность обращаться с ними как с партнерами по танцу.

2. Выражение эмоций.
Иногда личная история приводит человека к тому, что выражать эмоции неуместно и небезопасно, приводит к эмоциональной немоте. Поэтому важным шагом становится разрешение: да, я могу говорить о своих чувствах и говорить из своих чувств! Причем оказывается, что сложно выражать любые сильные чувства, не только злость, например, но и благодарность.
Именно здесь лежит наша свобода - в том, как я могу выразить чувство. В слове, в письме, в картине... В танце. Не оформленное чувство неясно, мутно, непонятно. Важно, чтобы выражение чувства было согласовано с контекстом. Наверное, неуместно прыгать от радости на бизнес-совещании (хотя есть разные бизнес среды:)), но если после этого вы не можете прыгать от восторга вместе с собственным ребенком, то стоит пересмотреть границы ваших возможностей в выражении эмоций.
Непосредственному выражению эмоций действительно далеко не всегда есть место в социальной реальности, поэтому так важен язык искусства. Танец - один из безопасных и разрешенных способов выражения эмоций в нашей культуре. В личном же общении важно замечать и выражать свои эмоции в той форме, которая позволяет вам сохранить живой контакт с партнером и с собой. Танец выражения эмоций - это искусство для жизни.

3. Изменение эмоциональной динамики.
Еще одной сложностью могут быть "привычные эмоциональные маршруты", устойчивые эмоциональные реакции. Столкнуться с неоправдавшимися ожиданиями - обидеться - разозлиться - уйти из контакта. Испугаться - тревожиться - затосковать.
Мы не всегда даем себе отчет, что эти привычные динамики, переходы между чувствами - это не то, что изначально задано, мы научились им. И бывает непросто обнаружить, что привычные эмоциональные маршруты - это движение по замкнутому кругу. Это движение, не дающее разрешения ситуации. Это способ избежать нового шага в жизни. Пусть болезненного, непривычного, но выводящего за пределы сложившейся ситуации. Иначе мы можем легко заблудиться в этом лесу чувств, переживал по поводу своих переживаний и т. д.
Мы можем изучить эти привычные маршруты, комбинации, переходы между эмоциями. И заметить новые тропы, ответвления, новые возможности в танце с миром и другими людьми.

4. Глубинный смысл эмоций.
Эмоции - это переживание отношения к явлению или человеку. Отношения более богатого, чем "нравится/не нравится". Мы узнаем, принимает и радуемся. Мы начинаем бороться с ограничениями или другим "не так" и злимся. Мы теряем что-то в мире или в представлении о мире и начинаем грустить. Эмоции - выражение и поддержка нашего движения в мире. Приближения или отдаления. Отпускания или отвержения.
Эта часть жизни человека, в том числе из-за непонимания природы эмоций, может работать "плохо", дезориентировать, уводить от целей и т.д. Поэтому важно разобраться в танце эмоций, заметить где возможны изменения. Изменения, которые следуют за естественным течением жизни, не избегая и не подавляя живого переживания.
И иногда, чтобы остаться в этом танце нам нужно пойти в глубину чувства. Не прикоснуться, а погрузиться в него. Не говорить о нем, а оказаться изнутри переживания. Стать им.
Это не просто. Это требует сил, мотивации, настойчивости, но тогда вы можете изменить свою позицию по отношению к этой эмоции, выйти на иной уровень переживания и понимания. И тогда в глубине страхе можно обнаружить нуминозность бездны жизни. В гневе - всепроникающую ясность. В печали - красоту, которая не может не вызывать слез.

Вне эмоций наша жизнь становиться сухой и безжизненной, мы не можем быть в живом контакте с жизнью и другими людьми. Когда эмоции слишком захватывают нас, жизнь может стать хаосом. И стоит находить динамический баланс, двигаться, сохраняя контакт, танцевать. Именно с этими партнерами, учитывая их природу и реальные возможности, которые у вас есть.

Posted via LiveJournal app for iPad.

songs of emptiness and beauty

Написание стихов – лекарство от стресса


Оригинал взят у doddy в Написание стихов – лекарство от стресса
Сочинять стихи - полезно!Сочинение стихов, песен и прозы является лекарством от стресса. К такому выводу пришли калифорнийские ученые. Специалисты объясняют, что эти творческие занятия улучшают работу мозга.

Исследование показало, что во время каждого из этих процессов приходит в норму работа той части мозга, которая отвечает за эмоциональную неуравновешенность. При этом активируется область мозга, ответственная за самоконтроль.

На основе этих выводов ученые намерены разработать новый тип терапии стрессовых состояний, фобий и чувства тревоги.

Источник 

Новостники - это такие новостники. В общем, все нескролько сложнее и написание чего бы то ни было может точно также совершенно вывести из себя. В разные места. :)

Но то, что для работы со спектром тревоги важен аспект формы и структуры - бесспорно. А дальше нужно разбираться - какая форма.

songs of emptiness and beauty

healing&dance


Я время от времени  интенсивно загружаю в себя некоторый объем профессиональной информации, а затем перевариваю и постепенно начинаю использовать часть ее. Ну, это кроме регулярной "подгрузки" на ходу  (типа TED'ов и улова из френдлет). Этого "на ходу" так много стало сейчас, что на что-то более фундаментальное почти нет времени. Я ввел некоторые ограничения на сети, и время сразу появилось.

Последнее увлечение - танцевальный антрополог Judith Hanna (http://judithhanna.com). Самая старая и известная ее книга: To Dance is Human. Я пока в доступе только несколько статей нашел, но и этого достаточно.

Одна из тем, которые она исследовала, - танец и здоровье, танец и исцеление. Естественно, что имеется ввиду психологическое и культурное измерения переживания боли и болезни. Основная модель, к которой она обращается - это "танец помогает справится со стрессом через увеличение ощущения контроля". И она интересно определяет 4 пути, через которые реализуется ощущение "владения ситуацией". These are (1) possession by the spiritual manifested in dance, (2) mastery of movement, (3) escape or diversion from stress and pain, and (4) confronting stressors to work through ways of handling their effects. 

Посмотрим на них. И я своих комментариев тоже добавлю.

Начнем, как водится, с конца. 

4) Противодействие стрессовым факторам, чтобы проработать способы справляться с последствиями их воздействия

В танце эти фигуры внешнего и внутреннего мира, стрессоры, могут стать темой, образами, фигурами, с которыми танцующий соотносится, проживает истории противодействия, находит другие отношения. Примерами будут и некоторые ритуалы в африканских племенах, и опыт работы Анны Халприн с группами мужчин, больных СПИДом, и большая часть работы в танцевальной терапии.

Одни из ярких примеров в недавней работе: работая с темой перфекционизма, мы дошли до образа "Совершенного Я" и участницы стали воплощать свои образы в движения, позе, мимике. И сразу же появилось много смеха и мягкой иронии, вместо внутреннего неясного требования соответствия.

3) Бегство от и избегание стресса и боли

В танце можно отключиться от повседневных забот и проблем, он создает свое пространство-время проживания, мир воплощенной фантазии, сдобренный эндорфиновой эйфорией. Иногда - это и есть цель. И тогда это восстановление естественного ритма нагрузки-отдыха или внутреннее паломничество в нужное время и место. Правда, если вы не профессиональный танцор, для которого травмы и боль - естественный риск профессии.

Правда, иногда таким образом создается замкнутый цикл, в котором не решаются проблемы и танец вместо ресурса становится никуда не ведущей отдушиной. Важно это помнить. 

Выходом может стать достаточный уровень рефлексии и честности с собой: Какое место и роль сейчас танец занимает в моей жизни? Сходятся ли баланс + и -? Убегаю я от жизни, иду навстречу и т.д.?

2) Мастерство в движении

Самая очевидная часть. Переживание "Я могу", "У меня получается" приходит при грамотном обучении танцу, при совпадении стиля-ученика-преподавателя. В терапии - это просто одно из требований к применяемым техникам, чтобы там "получалось". Сюда же относятся улучшения координации, расширение двигательного репертуара и прочие очевидные для любых занятий движением вещи.

1) Одержимость духом, проявляемое в танце

Она употребляет слово possession - одержимость, овладение, потому что как антрополог Judith изучала многие танцевальные традиции, для которых описание танцевального ритуала как позволения духам и богам приходить в человеческое тело является внутренне референтным. Странный парадокс этого пункта состоит в том, что для того, чтобы обрести контроль над ситуацией, следует передать контроль другой, бОльшей силе.

Мы как пуп мира современные образованные люди, конечно, знаем, что никаких духов и богов нет, но другие люди живут иначе, и вполне себе довольны и счастливы, пока им не начинают говорить, что их боги неправильные или они сами не начинают насаждать своих правильных богов. ОК, это было политическое лирическое отступление.

Так вот, в начале 90-х я активно занимался дыхательными практиками. В какой-то момент мне пришла метафора, что в хорошем дыхательном процессе достаточно адекватное описание того, что происходит - это описание дыхания как живого существа, больше похожего на животное, с ним нужно найти контакт и играть, а не просто подчинять и эксплуатировать. 

Примерно такое же отношение для меня работает и в танце. Танец как особое состояние - это не только то, что я делаю, это и то, что приходит, нисходит и берет маленькое "я" за различные части отдельных мест, "я" тихонько охреневает, не может сопротивляться и просто радостно тонет в экстазе космического танца. Да, вот это было настоящее лирическое отступление.

С этим пунктом с терапевтической точки зрения больше неопределенности. Конечно, если вы потомственный шаман такой-то традиции, то все ясно. А если вы танцевальный терапевт, работающий в психологической или психиатрической институции, то подобные описания у вас самого будут вызывать сложные чувства. В переживании знакомо, но с научной картиной мира плохо стыкуется. И так сомнительны эти ваши танцы, а тут еще такие переживания… 

Можно успокоить себя тем, что танцевальная одержимость не слишком распространена, имена богов позабыты, и мутная эзотерика - это стилистическое некомильфо. Пока что-то в танце не придет и не бросит в водоворот восторга и ужаса. Enjoy!

Просто выплывет оттуда уже несколько иной человек.

Так что все 4 пункта:

1) Одержимость духом, проявляемое в танце,

2) Мастерство в движении,

3) Бегство от и избегание стресса и боли,

4) Противодействие стрессовым факторам, чтобы проработать способы справляться с последствиями их воздействия,

 - Так или иначе встречаются в опыте танца и могут быть путями к здоровью и исцелению.

И это мы еще социально-психологические факторы не учли.

PS  Три статьи Judith Hanna можно скачать здесь.
songs of emptiness and beauty

В. С. Рамачандран «Рождение разума»

Оригинал взят у aab75 в В. С. Рамачандран «Рождение разума»
«…Я всей душой согласен с Томасом Генри Хаксли, который ещё в XIX веке, вопреки взглядам епископа Уилберфоса и Бенджамина Дизраэли, сказал, что мы не ангелы, мы всего лишь изощрённые обезьяны. Тем не менее мы не чувствуем себя таковыми – мы считаем себя ангелами, помещенными в тела животных, постоянно стремимся к превосходству, стараемся расправить крылья и улететь. Думается, весьма странно пребывать в таком состоянии».
В. С. Рамачандран


Чудес всё-таки не бывает. В своей книге «Рождение разума» доктор медицины, доктор философии, директор Центра мозга и познания, профессор психологии и нейрофизиологии Калифорнийского университета (Сан-Диего), адъюнкт-профессор биологии Солковского института Вилейанур С. Рамачандран предпринимает убедительную попытку раскрыть многие загадки нашего сознания.

Исследуя различные отклонения в деятельности головного мозга многочисленных пациентов, В. С. Рамачандран с научной точки зрения, как учёный-нейрофизиолог, объясняет многие феномены, которые могут стать основой для дальнейших научных достижений в области нейрофизиологии и медицины в целом, психологии, эстетики, философии, лингвистики, биологии, этологии.
Collapse )

songs of emptiness and beauty

Self-hate

gutta_honey  продолжает радовать. Она написала про ненависть к себе, по дороге зацепив пресловутого "внутреннего ребенка" и "внутреннего критика". Но самое интересное в медицинской картинке и практических выводах из нее. Вот что наблюдается у "самоненавистников":

Collapse )

Т.е. выводы простые:
Если ваша неудовлетворенность собой зашкаливает или приводит куда-нибудь совсем не туда, то
- важно находить маленькие радости жизни; впрочем, большие тоже подойдут,
- находить интерес к другим людям, интересоваться ими, их поведением и чувствами, видеть их.

Сложность здесь в перестройке привычных паттернов. Это работа небыстрая. Как обычно, работают две вещи: пиковые переживания и регулярная практика. Конечно, если в жизни есть место принятию и любви (в широком смысле).



songs of emptiness and beauty

Телесный опыт в гештальттерапии.

Оригинал взят у unkle_fuka в Телесный опыт в гештальттерапии.
Телесный опыт в гештальт-терапии
1. Телесный опыт – фундамент всего последующего опыта. Это очень хорошо видно из онтогенеза: мышление развивается из действий, восприятие развивается из действия и движений, эмоции развиваются в процессе регуляции действий. Это видно и в непосредственном опыте здесь и сейчас (мы знаем, что неподвижный глаз слеп – глаз, чтобы видеть должен двигаться). Мы знаем, что всякая мысль и всякое отношение сопровождается телесным ощущением, коренится в теле. Благодаря этому терапевт может опираться на телесный процесс в своей работе. Где ты ощущаешь это в теле? Зачем нам обращаться в телу? Для того, чтобы получить качество саморегуляции. Тело обладает свойством саморегуляции. И возвращаясь в терапии к телу, т.е. связывая всякий психический процесс с телом, мы тем самым обращаемся к саморегуляции.

2. Тело , т.е. телесное ощущение, движение – это энергетический базис терапевтической работы. Оторванность от тела создает блуждание в мыслях, интерпретациях без всяких изменений в поведении и переживании (поведение и переживание – это ведь телесные процессы). Когда мы видим кривую контакта, на одной оси мы видим время, а на другой энергию (время – горизонтальная ось). О какой энергии идет речь? Об энергии телесного возбуждения (напряжение мышц, движение мышц, дыхание, серцебиение, тепло, холод, т.е.эмоциональные и вегетативные процессы). На нее мы ориентируемся для того, чтобы нащупать фигуру, связанную с потребностью клиента.

3. Почему важно не забыть о теле в терапии? Психотерапия – это работа с живым организмом и помощь ему в обретении благополучия. Благополучие внетелесное весьма нестойкое. Например, человек нашел решение проблемы, а это решение отзывается у него в теле вялостью или неприятным напряжением (вряд ли это решение хорошее, т.е. вряд ли человек сможет его реализовать).


Как мы работаем с телом?
Collapse )
songs of emptiness and beauty

"Как пройти на вокзал?"

Что говорят разные психотерапевты, если у них спросить "Как пройти на вокзал?"

Разговорный терапевт: «Вы не знаете, где находится вокзал, и это Вас не только не только печалит, но и еще и изрядно злит».

Глубинный психотерапевт: «Вы хотите уехать?»

Психоаналитик: «Вы имеете в виду это длинное тёмное здание, где постоянно туда-сюда, туда-сюда поезда ездят?»

Гештальттерапевт: «Разреши себе хотеть попасть на вокзал».

Танцевальный терапевт: Давайте станцуем танец встреч и расставаний!

Collapse )

</lj-like>

http://vkontakte.ru/note6649512_11400389