Alexander Girshon (girshon) wrote,
Alexander Girshon
girshon

Categories:

О боли

Осенью у меня была программа по соматике BodyMeditation, где мы изучали работу различных систем организма. Разбираясь с нервной системой, я обнаружил, что часть ученых считает, что боль - это особый режим (перегрузка) рецепторов, а другие выделяют отдельную систему восприятия боли.

А заинтересовало меня соотношение между эмоциональной и физической болью, как мы проживаем то и другое, где здесь сходство, различие и что это изучение может дать для понимания и практического применения.


Понятно, что люди походят в психотерапию в том числе, потому что им больно. Люди боятся вновь встретиться с болью. И некоторые люди любят свою боль. Я знаю боль, иногда невыносимую, иногда сладостную, и я знаю, что есть вещи, более важные, чем боль. Пока мне интересна больше феноменологическая сторона этого явления, а не глубины физиологии.

Вывод, к которому я пришел, наблюдая за танцем с болью у себя и различных людей - эмоциональная боль, как и физическая, связана с нарушением целостности человека. Точнее с тем, что он переживает как себя и свое. Образ себя, отношения и ожидания, с которыми я настолько отождествлен, что на каком-то уровне переживаю их как самого себя.

Если внутренняя реальность себя начинает разрушаться: ожидания не оправдываются, отношения рвутся, реальность и поступки других людей вторгаются туда, где их не ждешь, принципы поруганы, мозг изнасилован... - я переживаю это так, как будто из меня вырезают куски, разрывают мою воплощенность, ломают мои связи с миром.

Я пока еще разбираюсь с тем, почему именно сердце является сосредоточием этих переживаний. Ответы, кажется, лежат в роли ритма, дыхания и течения крови.

Гипотеза для исцеления состоит в том, что с внутренними ранами стоит поступать так же, как и с физическими повреждениями. Первое - промыть, т. е. очистить от ненужного и того, что может принести воспаление. Например, перевести вину и обвинение в раскаяние и прощение. Второе - смазать, т. е. питать тем, что восстанавливает. Иметь достаточно ресурсов. Третье - перебинтовать, т. е. какое-то время оберегать от внешних воздействий. Пересмотреть свои психологические границы. Кажется, что это банальные вещи, но, положа руку на то самое сердце, часто ли мы можем заботиться о себе, когда нам больно?

Да, еще одна нужная банальность - бессмысленно пытаться избавиться от боли, я имею ввиду полностью избавиться. Невозможно прожить жизнь без боли, более того, часть физической и эмоциональной боли - это необходимость, необходимая часть обучения, часть со-настройки с большим и разнообразным миром, а если принять во внимание идею, что боль - это перегрузка, то тогда она - еще и часть тренировки. Вопрос только в мере. Не избегать боли и, насколько возможно, не падать в нее. Танец.

Если сменить перспективу рассмотрения, то важным является качество, природа и способ организации переживания себя, того себя, с которым приключилась эта боль. И здесь есть вопрос о контакте с собой как с процессом, изменчивости образа себя. Целостность - не законченное совершенство, а динамическое равновесие, процесс непрерывного пере-созидания себя в контакте с людьми и миром. Танец.

И еще одно: опыт духовных практик говорит нам, что есть в этой целостности то, что нельзя никоим образом повредить, потому что оно не является частью этого мира. Та самая пустота духа, рождающая полноту бытия. И, опираясь на эту пустоту, можно пережить многое. Жизнь, например. Причем хорошо пережить. :)

Или так:
Ваша боль от того, что ломается оболочка, скрывающая вас от пониманья вещей. Чтобы сердце плода могло предстать перед солнцем, его твердая косточка должна расколоться, вот так же и вы должны узнать боль. И если бы сердце ваше не переставало изумляться чудесам, которые жизнь приносит вам каждый день, ваша боль казалась бы вам не менее длинной, чем радость; И вы бы смирились со сменой времен года вашего сердца, подобно тому как принимаете смену сезонов, проходящих через ваши поля. И наблюдали бы с безмятежностью за зимами ваших печалей.

Значительную часть вашей боли вы выбрали сами. Это горькое снадобье, которым врач внутри вас лечит заболевшую часть вашего Я. Поэтому доверьтесь врачу и пейте его лекарство молча, безропотно: Потому что, как ни тяжела и жестока рука - она управляется бережной рукой Невидимого, И чаша, что он вам поднес, хотя и жжет ваши губы, сделана Гончаромиз глины, смоченной Его собственными святыми слезами.

Халиль Джебран из "Пророка"

Posted via LiveJournal app for iPad.

Tags: idmt, therapy, thought
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments