Alexander Girshon (girshon) wrote,
Alexander Girshon
girshon

Categories:

Танец с эмоциями

Продолжаем разбираться с отличиями танцевальной терапии от близких и далеких. Вторая особенность танцевально-психологических практик и ТДТ (первую я обозначил как "свободное движение") - это направленная работа с эмоциями. Ниже - полу-черновой вариант. Вопросы и предложения приветствуются.

*Под "эмоциями" в данном тексте имеются ввиду все эмоциональные процессы: настроение, состояние, эмоции, чувства, аффекты.

Важно, что эмоции в понятийном поле обыденной жизни часто оторваны от тела. В ИТДТ мы исходим из изначального телесно-эмоционального единства. Чувства и эмоции существуют только в теле, только как переживания: работа мозга, эндокринной системы, определенный рисунок напряжений. Поэтому что-то "сделать" с эмоциями можно только в теле, только через движение, внутреннее или внешнее.

По поводу "сделать". Две распространенные позиции здесь - "я ничего не могу сделать, это же эмоции" и "уберите эти эмоции, они мешают".

Забавно, что во многих телесных и двигательных практиках эмоции воспринимаются исключительно как помеха. В йоге, например. Сильные эмоции действительно могут мешать сложным двигательным и когнитивным задачам, но если поставить цель "избавиться от эмоций", то это похоже на желание отрезать орган, который не нравится.

Вот спокойная радость - это эмоция? Может ли существовать неэмоциональное вдохновение?

Еще одно частое желание: "уберите "плохие" эмоции". Человек, отвергающий эмоции, на каком-то уровне перестает быть живым. Я называю таких людей сторонниками "эмоционального обрезания".

Есть несколько простых фактов человеческой эмоциональной жизни.
1. Человек - существо чувствующее, мы не можем не быть эмоциональны. Кроме как в случае некоторых патологий. Вы можете подавлять эмоции, но они не перестают возникать. Мы так устроены.
2. Вы не можете выборочно исключить "негативные" эмоции. Либо вы чувствуете, либо подавляете. Подавляете все: радость, нежность, печаль, злость, гнев, обиду, страх, восторг...
3. Вы не можете контролировать появление эмоций, но вы можете контролировать проявление эмоций.

Танец как способ построения отношений с собственными эмоциями - очень хорошая метафора, на мой взгляд. Она подразумевает, что вы может менять позицию, дистанцию, количество внимания, степень контроля. Танец как способ обращения со своими эмоциями - это направленная работа в балансе отпускания и контроля, экспрессивности и ясного оформления, следование естественной динамике развития событий и сохранение возможностей выбора.

Что мы имеем ввиду, когда говорим о танце с эмоциями?
Я выделяю четыре аспекта такой работы:
1. Различение эмоций.
Люди часто не могут понять, что они чувствуют, не отдают себе отчета в своих чувствах. Направленное внимание к телу, жестам, мимике, ощущениям помогает начать распознавать, различать чувства. Например, за тем, что кажется "ленью" может лежать страх и именно он "обездвиживает" вас.
Если я начинаю различать эмоции, я начинаю замечать особенности их появления и проявления, динамику и экспрессию у меня появляется возможность обращаться с ними как с партнерами по танцу.

2. Выражение эмоций.
Иногда личная история приводит человека к тому, что выражать эмоции неуместно и небезопасно, приводит к эмоциональной немоте. Поэтому важным шагом становится разрешение: да, я могу говорить о своих чувствах и говорить из своих чувств! Причем оказывается, что сложно выражать любые сильные чувства, не только злость, например, но и благодарность.
Именно здесь лежит наша свобода - в том, как я могу выразить чувство. В слове, в письме, в картине... В танце. Не оформленное чувство неясно, мутно, непонятно. Важно, чтобы выражение чувства было согласовано с контекстом. Наверное, неуместно прыгать от радости на бизнес-совещании (хотя есть разные бизнес среды:)), но если после этого вы не можете прыгать от восторга вместе с собственным ребенком, то стоит пересмотреть границы ваших возможностей в выражении эмоций.
Непосредственному выражению эмоций действительно далеко не всегда есть место в социальной реальности, поэтому так важен язык искусства. Танец - один из безопасных и разрешенных способов выражения эмоций в нашей культуре. В личном же общении важно замечать и выражать свои эмоции в той форме, которая позволяет вам сохранить живой контакт с партнером и с собой. Танец выражения эмоций - это искусство для жизни.

3. Изменение эмоциональной динамики.
Еще одной сложностью могут быть "привычные эмоциональные маршруты", устойчивые эмоциональные реакции. Столкнуться с неоправдавшимися ожиданиями - обидеться - разозлиться - уйти из контакта. Испугаться - тревожиться - затосковать.
Мы не всегда даем себе отчет, что эти привычные динамики, переходы между чувствами - это не то, что изначально задано, мы научились им. И бывает непросто обнаружить, что привычные эмоциональные маршруты - это движение по замкнутому кругу. Это движение, не дающее разрешения ситуации. Это способ избежать нового шага в жизни. Пусть болезненного, непривычного, но выводящего за пределы сложившейся ситуации. Иначе мы можем легко заблудиться в этом лесу чувств, переживал по поводу своих переживаний и т. д.
Мы можем изучить эти привычные маршруты, комбинации, переходы между эмоциями. И заметить новые тропы, ответвления, новые возможности в танце с миром и другими людьми.

4. Глубинный смысл эмоций.
Эмоции - это переживание отношения к явлению или человеку. Отношения более богатого, чем "нравится/не нравится". Мы узнаем, принимает и радуемся. Мы начинаем бороться с ограничениями или другим "не так" и злимся. Мы теряем что-то в мире или в представлении о мире и начинаем грустить. Эмоции - выражение и поддержка нашего движения в мире. Приближения или отдаления. Отпускания или отвержения.
Эта часть жизни человека, в том числе из-за непонимания природы эмоций, может работать "плохо", дезориентировать, уводить от целей и т.д. Поэтому важно разобраться в танце эмоций, заметить где возможны изменения. Изменения, которые следуют за естественным течением жизни, не избегая и не подавляя живого переживания.
И иногда, чтобы остаться в этом танце нам нужно пойти в глубину чувства. Не прикоснуться, а погрузиться в него. Не говорить о нем, а оказаться изнутри переживания. Стать им.
Это не просто. Это требует сил, мотивации, настойчивости, но тогда вы можете изменить свою позицию по отношению к этой эмоции, выйти на иной уровень переживания и понимания. И тогда в глубине страхе можно обнаружить нуминозность бездны жизни. В гневе - всепроникающую ясность. В печали - красоту, которая не может не вызывать слез.

Вне эмоций наша жизнь становиться сухой и безжизненной, мы не можем быть в живом контакте с жизнью и другими людьми. Когда эмоции слишком захватывают нас, жизнь может стать хаосом. И стоит находить динамический баланс, двигаться, сохраняя контакт, танцевать. Именно с этими партнерами, учитывая их природу и реальные возможности, которые у вас есть.

Posted via LiveJournal app for iPad.

Tags: emotions, idmt
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments