?

Log in

No account? Create an account
Диалоги о движении - Разговор с миром

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile
> Сайт Александра Гиршона: танец и психология

Links
Girshon.ru
Twitter
Formspring
Вконтакте

December 31st, 2011


Previous Entry Share Next Entry
08:56 am - Диалоги о движении

Я вдруг понял, что пользуюсь в больших текстах всего двумя жанрами - проповедью или инструкцией, а моя прекрасная и мудрая жена напомнила, что есть еще один не менее древний и вдохновляющий жанр: диалоги.

Хочется попрактиковаться в этом жанре, поэтому открываю рубрику: Диалоги о движении.

Я хочу, чтобы вы позадавали мне вопросов, над которыми задумываетесь сами, не ясных, глубоких, тревожащих, стыдных. Таких вопросов, из которых может родиться интересный и конструктивный диалог. Диалог о движении, танце, психологии, духовности...

Я пока скрою комменты,т.е. можете задавать почти любые вопросы.

Те, что породят во мне качественную волну ответа, будут раскрыты.
И лучшим авторам вопросов, конечно, подарки: 3 бесплатных "билета" на 1 посещение разовых московских занятий в ноябре-декабре.

PS Я не успеваю отвечать на все комментарии, но ответы будут.

Current Location: Russia, Moskovskaya, Moscow, Dorogomilovo

(64 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:u_k
Date:October 5th, 2011 05:14 pm (UTC)
(Link)
Ох как сразу захотелось придумать какой-нибудь удачный вопрос :) :( :)
[User Picture]
From:nik_alex
Date:October 5th, 2011 06:23 pm (UTC)
(Link)
Александр, на фотографиях с Ваших занятий - молодые практически совершенные человеческие тела, прекрасные эстетические формы, красивые застывшие на снимках позы. Заметно больше девушек. Причем заметно красивых!
Что Вы можете сказать (в виде проповеди или инструкции) - несовершенным человеческим организмам - в силу возраста, недугов, увечий или иных каких-то причин - не имеющим столь привлекательный эстетический вид?)) Как по-Вашему, мог бы распорядиться, например, Вашим подарком - билетом на занятие - такой скукоженный зашоренный и полный страхов малосимпатичный на вид (по его, ее мнению) человек?
[User Picture]
From:girshon
Date:October 6th, 2011 09:07 am (UTC)
(Link)
Одно из самых важных переживаний для меня на занятиях - те моменты, когда само пространство зала наполнено красотой танца. Это возникает само, когда люди действительно увлечены движением, поглощены потоком. Это красота не относится к возрасту, соответствию каким-то глянцевым канонам, оценке со стороны. Честно говоря, людям, которые танцуют, в этот момент не до оценки собственной привлекательности, они сами в этот момент становятся красотой, красотой, открытой сопереживающему свидетелю. В появлении красоты из переживания себя в движении для меня есть большая правда о природе человека. Эта красота может проявиться в безудержном полете или в маленьком жесте, она не столько в форме движения, она больше соотносится с подлинностью, увлеченностью и присутствием в моменте. Я встречался с этим появлением красоты в разных странах, разных группах. По моему убеждению, это один из самих благих даров, который нам доступен в земной жизни. Мне кажется, это важный момент - моя увлеченность движением может быть больше любой сторонней оценки и именно это создает глубинную красоту движения.

Что же касается возраста... Я помню, известный японский танцовщик буто Мин Танака говорил, что он стал что-то по-настоящему понимать в танце только после 50 лет. Меня такая перспектива радует, если честно. В Нидерланском театре танца в свое время была создана специальная группа танцоров в возрасте, потому что их тела могли нести что-то особое, в них было иное качество присутствия, определяемое опытом. Или Анна Халприн, выступающая на сцене в 80 лет... Понятно, что это особые явления и их нужно смотреть не так, как смотрят на акробатическое шоу.

У меня на занятиях присутствуют люди разных возрастов, от 14 до 60 и старше. В танцевальной терапии и импровизации задачи, в первую очередь, не технические или эстетические, а личные - нахождение своего танца, движения, которое помогает желаемому изменению, поэтому мы всегда можем найти приемлемый уровень нагрузки, соответствующий возможностям конкретного человека.

Мне кажется, человеку здесь важно выбрать, чего он хочет - проживать свою жизнь, в которой есть место танцу, творчеству, познанию себя, или соответствовать некоторым нормам и стандартам, смысл которых для него не слишком ясен. Это действительно выбор.
[User Picture]
From:mrb_bird
Date:October 5th, 2011 06:26 pm (UTC)
(Link)
Вам приходилось сталкиваться с телесными/танцевальными практиками, которые бы явно интегрировали чувственность (сексуальность) в заметном объёме, но а) не были бы профанирующими (аля «голые девушки занимаются йогой ради удовольствия зрителей») и б) не являлись бы направленными на чувственность/сексуальность в первую очередь (тантра, имбилдинг, «семейные» треннинги)?

Интересно, работает ли кто-то с игнорированием этой границы.
[User Picture]
From:girshon
Date:October 6th, 2011 09:13 am (UTC)
(Link)
Я не совсем понял, что подразумевается под "игнорированием этой границы".


Если же говорить об интеграции чувственности в танец, то мне кажется, что это очень важная и интересная тема, к которой достаточно непросто подступиться. В области телесной близости накапливается так много невыраженного, непроговоренного и непонятого, что требуется достаточно много времени, чтобы распутывать этот клубок.
Возможно, что танец - слишком "сильный" способ, чтобы сразу же идти в него, нужны в начале более дистанцирующие вербальные техники. С другой стороны, я думаю, что стоит относиться к этой теме максимально просто и открыто в рамках безопасности.
Я могу рассказать о формате "naked authentic movement", который мы исследовали на одной из Лабораторий Аутентичного Движения. Это был формат для продвинутого уровня и исключительно добровольного участия, перед которым мы тщательно проговорили опасения, сомнения, желания и цели, установили очень ясные правила. У меня были предположения, что основными темами станут темы стыда и страха раскрытия, но наибольшим сюрпризом в этом процессе явилось появление "эллинской темы": я воспринимал происходящее как отголосок жизньи и приключения богов, полубогов и героев. Обнаженность в границах безопасности может стать одним из путей к архетипическим переживаниям. И здесь опять-таки встает вопрос об интеграции опыта подобной интенсивности и силы в повседневную жизнь.
[User Picture]
From:patinov
Date:October 6th, 2011 10:30 am (UTC)
(Link)
На мой сторонний взгляд контактная импровизация задействует физическое тело человека, эфирное (энергетику) и астральное. То есть представляет собой любопытный психосоматический аппарат, однако работает лишь с частью круга (или с малым кругом) тонких тел, которые лишь в своей целостности составляют нормально функционирующий человеческий организм. То есть даже высшие астральные эмоции в ходе контактно-импровизационных практик возвращаются в энергетику и далее в телесные ощущения. За рамками КИ, как мне кажется, остаются все вопросы, связанные с развитием сознания (ментальность как путь к ноосфере), с каузальными энергиями (поступок, действие, событие), с глубинными целями и ценностями буддхиального тела, а также с атманичекими (религиозными) идеалами и их воплощением в реальности.
То есть, если следовать взгляду из моей колокольни, КИ насколько полезна, ибо развивает определённые уровни человеческого организма, настолько и вредна, так как, игнорируя другие, способствует его же дефрагментации и дестабилизации. Доводя мысль до крайности, скажу: всё что не цельно, бесцельно.
Наверняка я неправ :)
[User Picture]
From:girshon
Date:October 6th, 2011 01:21 pm (UTC)
(Link)
Ну, мне нужны усилия, чтобы переводить всю многотелую машинерию на свой язык, но ничего.

Я думаю, что примерно так оно и есть. Но главное, что в КИ и нет задачи развития человека. Это просто танец. Изначально - один из экспериментов пост-шестидесятничества, который отразил особые потребности и распространился затем как постмодернистский социальный танец. Он, скорее, выражает что-то в ряду ценностей, которые распространились под влиянием хиппи и тому подобного. И этот танец больше про взаимодействие, чем экспрессию. Про другие возможности взаимодействия.

Я, кстати, не представляю, каково место человеческого взаимодействия в системе этих тел.

Да, если же возвращаться к задачам развития, то мне кажется, что нет ни одной системы, которая могла бы претендовать на всеохватность. Современный человек собирает свой букет практик, способов познания и т.д. Хорошо, если он/а находит что-то, что работает с несколькими уровнями сознания.
И ни одна танцевальная практика не работает на развитие когнитивного ума, они могут работать с телесным умом, с эмоциональным интеллектом, танец может быть и духовной практикой, но для вербального интеллекта, математического интеллекта не очень подходит.

Да, и часть людей, которые занимаются контактной импровизацией просто не поймут, что ты тут написал. :)
Точнее, не станут понимать, обойдутся без этого.


[User Picture]
From:sunnyday_angel
Date:October 6th, 2011 07:59 pm (UTC)
(Link)
Можно присоединиться? Это будет не столько вопрос, сколько откровение. К знакомству с КИ в том виде, в котором она дается на занятиях, я шла очень осознанно, имея за плечами большой путь к этому шагу. Мне всегда было интересно наблюдать за телесными проявлениями, за тем, как рождается и живет движение... и вот, с дипломом психолога (это к вопросу об "испорченности" - психов не проймет ничто, они ко всему спокойны, лояльны и все понимают), с большим интересом к телесности я топала на свое первое занятие по КИ, прекрасно осознавая, что там не избежать сексуального подтекста. Я знала, что, как ни избегай, он все равно будет и будет мне мешать, потому что иду я совершенно за другим. И все же, после третьего занятия я не выдержала: ревела в три ручья, вернувшись домой - так мне было плохо. Это не только ощущение "голодных глаз и рук" - у меня было чувство, что меня реально съели. Пытаясь остаться наедине со своими открытиями, я не смогла проигнорировать то, что происходило помимо меня - ведь, если хочешь чему-то научиться и что-то понять нельзя закрываться, нужно вбирать, как губка, а она не только воду вбирает, но и все примеси в этой воде.
И я вернулась в той "КИ", которую знала раньше: не с людьми, а с ветром, с водой, с деревьями, с живыми и неживыми объектами, которые, так же как и я, просто отдают и берут, не таская из-под полы из-за того, что не могут или не хотят сдержать желание куснуть больше, чем можно.
Но как быть все же? Может, изучая движение и обращаясь, в общем-то, по большей части, к своему нутру, стоит разбавлять тактильные контакты между людьми изучением тел совершенно отличных от наших? Может тогда это напряжение, которое есть и на которое все закрывают глаза - "издержки производства", каждый берет то, что хочет - может тогда его станет чуть меньше? Ведь речь не столько об эротизме, сколько о той... энергетике, которую кто-то запускает и вращает, и пропускает через себя, открывая себя для всех остальных, а кто-то, при этом же, берет ложку чуть больше размером и нарушает баланс, омрачая его и порой делая себя и других зависимыми и не полными. Как избавить чистую воду КИ от ненужных примесей? Или может, мне просто не повезло?
[User Picture]
From:girshon
Date:October 7th, 2011 05:25 am (UTC)
(Link)
Спасибо, что рассказали свою историю.

Я думаю. что действительно есть люди с особой чувствительностью к человеческому и телесному контакту. Мне самому после целого дня работы с группой нужно некоторое время, чтобы побыть с собой, восстановится. Когда я работаю с большой группой (особенно в небольшом помещении) ясно чувствуется это переполнение информацией, поступающей через все органы чувств.
мы живем среди людей и есть смысл в том, чтобы научиться с этим обращаться.

Мне кажется, что можно подобрать свой режим работы с телом и контактом. Маленькая группа, неспешный ритм, чередование сольных и контактных упражнений...

И, главное - что вы хотите получить от этих занятий? в чем ваша цель?
[User Picture]
From:metanymous
Date:October 7th, 2011 12:24 am (UTC)

Зачем нужно КИ?

(Link)
(вы мне закрыли возможность комментировать, поэтому я повторяю свою реплику несколько иначе)

Итак, я хочу начать с вами самый общий диалог. И первый официальный вопрос в нем: зачем нужно КИ?
[User Picture]
From:girshon
Date:October 7th, 2011 05:30 pm (UTC)

Re: Зачем нужно КИ?

(Link)
Учитывая то, что я у вас читал, мне не совсем понятны мотивы вашего обращения. Тем не менее.

Самым лучшим ответом, на мой взгляд, был бы наш совместный танец, в котором мы бы слушали друг друга, передавали вес, следовали потоку инерции, оказывались в новых и неожиданных положениях, поддерживали друг друга, провоцировали, играли, меняли динамику, спонтанно и с удовольствием.

Правда, мне кажется, этого танца не случится, и потому настоящего ответа не будет.
[User Picture]
From:bold_crow
Date:October 7th, 2011 08:04 am (UTC)
(Link)
когда-то ты написал что в танго для тебя слишком много intimacy. можешь ли ты что-нибудь теперь сказать об этом? стало интересно в контексте тем обсуждений последних недель и темы чувственности/сексуальности.
[User Picture]
From:girshon
Date:October 7th, 2011 07:40 pm (UTC)
(Link)
Не могу найти в каком контексте и когда написал. Я, конечно, еще тот специалист по танго. )))

Конечно, связь proximity=intimacy в нас просто прописана на очень глубоком уровне.
Для меня сейчас наибольший интерес в том, как определенность формы танго компенсируется тонкостью сигналов изменения. Наблюдаю за этим.

А что касается чувственности... поскольку я танцую только со своей партнершей, то для нас этот танец просто еще одна форма общения. Отдельная, тонкая, интересная, особая. Иногда чувственная, иногда сентиментальная, иногда состоянческая.

Пока как-то так.

[User Picture]
From:ivannasm
Date:October 11th, 2011 03:54 pm (UTC)
(Link)
Сащ, во мне сегодня возник немного студенческий вопрос.

Мне запомнились когда-то сказанные тобою слова о том, что когда биологически взрослый человек только начинает открывать для себя мир свободного движения (например в свободном танце или импровизации), то его движение обладает детскими паттернами.

Я сама наблюдала разные движения, которые условно можно разделить на "детские, незрелые" и на "взрослые, целостные".

Отсюда приходит идея - это качество движения взрослого человека может как-бы расти, взрослеть. И мне хочется больше понять, через какие стадии и процессы проходит взросление движения у уже взрослого?

Этот как-бы теоретический вопрос мне интересен с точки зрения практики и помощи в таком вот "взрослении".
[User Picture]
From:girshon
Date:October 11th, 2011 08:05 pm (UTC)
(Link)
Здорово, когда мои слова запоминаются.))) Я не помню контекста этой идеи, но пожалуй соглашусь сам с собой. )

И, знаешь, есть такая прекрасная дисциплина - анализ движения.))) Она может многое объяснить по поводу того, как устроены эти childish patterns. И что с этим делать тоже. )

Несколько параметров: размытость границ кинесферы, недостаток каких-либо связей в теле, сдвиг в сторону бессознательной симметричности... И т.д. )) нужно специфицировать.

Именно это и есть смысл компенсировать.
[User Picture]
From:mccme
Date:October 19th, 2011 09:26 pm (UTC)
(Link)
Здравствуйте, Александр. Я увидел вашу пост по ссылке bold_crow, и у меня есть очень интересующий меня вопрос. Скажите, что такое танец? Как отличить его от прочих движений? как отличить хороший танец от плохого, если к нему применима эта категория?

Я ничего не читал на эту тему -- кроме книжки Бернштейна о ловкости, после которой мне и пришло в голову обо всем этом задуматься всерьез -- и не слышал обсуждений, только сам пытался размышлять. Размышлял же я примерно так: если попробовать сравнить танец с другими продолжительными движениям, то первое приходящее в голову отличие -- отсутствие у танца какой-то утилитарной цели, как, скажем у бега (хотя бежать можно и без этой цели). Соответственно, для утилитарных движений критерий качества простой -- выполнение поставленной цели.

Но мне сразу пришел в голову пример танца с понятной целью: танцы ухаживания у животных. Мне кажется, парные народные танцы, про которые мне хочется, чтобы они подпадали под искомое определение танца, довольно близки к этому. Цель их, я думаю -- коммуникация посредством движения с партнером, или с возможными соперниками. Не это ли ключевая вещь? Адресат такой коммуникации может быть, конечно, самым разным -- брачный партнер, все племя, божество...
[User Picture]
From:girshon
Date:October 20th, 2011 08:52 am (UTC)
(Link)
Здравствуйте, Вадим!
Вы задаете очень интересные вопросы, на которые, как я понимаю, не может быть простого и законченного ответа. Действительно важное наблюдение о неутилитарности танца и о коммуникации как главном внутреннем смысле танца.

Рудольф фон Лабан писал, что человек движется:
- чтобы что-то сделать - с практичной и ясной целью;
- чтобы понять - через мысли или опыт;
- для экспрессии - чтобы придать форму чувству;
- в танце - выражая невыразимое.

Но можно задать следующий вопрос - в чем особенность именно этой формы коммуникации?

Она - невербальна, причем она в принципе не может быть переведена на язык слов. Она - телесна, т.е. требует прямого действия, вовлечения. Она - целостна, т.е. задействует тело и эмоции, мысли и дух; может относится к личному, интерсубъективному, социальному.

Все это позволяет выделить особую категорию "танцевальность" - как сложную согласованную процессуальную многоуровневую коммуникацию.

Что же касается хорошего/плохого танца, то важно понимать критерии, шкалы, по которым вы можете назвать что-то хорошим или плохим. В разных контекстах один и то же танец может быть хорошим/плохим/никаким/каким угодно.

Например, детский танец с точки зрения формы может быть беспомощным, а с точки зрения воздействия на заинтересованного зрителя эмоционально сильным. И так далее.

В общем, если вы хотите по-настоящему оценивать, вам нужно понимать контекст и критерии оценки и свои собственные предпочтения. Если у вас нет ресурсов для такой работы, у вас есть просто частное суждение, ни к чему никого не обязывающее.
[User Picture]
From:pingback_bot
Date:October 20th, 2011 09:42 am (UTC)

Выдержка из "диалогов"

(Link)
User annama1iya referenced to your post from Выдержка из "диалогов" saying: [...] го нового в  "Диалогах о движении" (http://girshon.livejournal.com/528182.html) [...]
(Deleted comment)
[User Picture]
From:girshon
Date:October 24th, 2011 12:05 pm (UTC)
(Link)
Спасибо за вопрос.
В бодинамике, одном из направлений телесной терапии, есть концепция трех базовых состояний мышц: гипертонус - сверхнапряжение, гипотонус - ослабленная, невключенная мышца и нейтральное положение.
Это означает, что баланс напряжения/расслабления - это динамический процесс, и хорошо, если он согласован с окружением и задачами человека; хорошо, если мы можем менять его по собственной воле.

Есть задачи, которые требуют усилия и приносят мышечную радость достижения. Есть задачи, которые требуют отпускания и приносят удовольствие расслабления. Хорошо, если нам доступен весь спектр.

В своей работе я встречаюсь с теми и другими задачами. Иногда сверхнапряжение скрывает слабость внутренней структуры, более глубоких мышц, ощущение которых связано с более глубинным переживанием "Я". И тогда мы работаем, как с расслаблением и отпусканием одних частей тела, так и с активизацией, включенностью других.

Естественно это не механическая, техническая задача. Мы работаем с переживаниями человека, просто у этих переживаний есть физиологическая, есть эмоциональная и есть когнитивная стороны. И нас будет интересовать более целостное и процессуальное самоощущение в контакте с реальными людьми и жизненными задачами; то, что я и называю - "жить танцуя".

[User Picture]
From:maria_slovskaya
Date:November 6th, 2011 05:25 pm (UTC)
(Link)
Мне нравится ваша идея.
Она динамична.Позволяет обмениваться информацией,что очень важно.
Меня давно тревожит закрытость людей в своём мире.Это нежелание открыться, эгоистичность или боязнь боли?
(Deleted comment)
[User Picture]
From:girshon
Date:December 16th, 2011 05:18 am (UTC)
(Link)
По самому большому счету деление на техническую и психологическую строну условны, целостность никуда не девается, но иногда удобнее работать больше технически или психологически.
Мне кажется, можно наблюдать за тем, как ощущение разделенности меняется в течение времени и в разных жизненных ситуациях. Мягкие дыхательные техники также лишними не будут. :)

> Go to Top
LiveJournal.com